— За время визита у вас была возможность познакомиться с Москвой и ее жителями. Сложилось ли у вас впечатление, что город достоин посещения и в западных СМИ создается несколько искаженное представление о России?
— Должен сказать, что в Западной Европе и даже в Словакии мы получаем крайне мало информации о России в принципе. Москва — прекрасный город, который живет своей жизнью. Я здесь впервые, но должен сказать, что столица произвела на меня большое впечатление. И я убежден, что та картина, которую мы увидели, значительно изменила бы мнение о России и Москве в Западной Европе.
— Генсек НАТО Марк Рютте заявил, что, если ЕС перестанет выделять помощь Украине, то через четыре-пять лет Европе придется учить русский язык. Как вы прокомментируете это?
— Это определенно страшилка для европейцев. У нас был период в истории, когда мы находились под влиянием СССР. Поэтому этот вопрос используется и сегодня с целью создать негативное отношение к РФ. У нас прошли переговоры с председателем Государственной думы [Вячеславом Володиным], которые можно оценить весьма высоко. Он говорил, что отношения должны быть сбалансированными, равноправными.
В нашем случае речь идет об экономическом сотрудничестве, развитии связей в культурной и спортивной сфере на основе принципа "равный с равным". И необходимо сказать, что уже давно неактуально, что мы стремимся попасть под сферу влияния России.
Мы находимся в центре Европы, место Словакии именно там, но мы хотим в максимальной степени защищать наши национальные интересы
— Что касается русского языка, какое отношение к нему в Словакии?
— Русский язык у нас учат. Моя супруга — учительница русского языка и преподает его в начальной школе. Конечно, английский и немецкий языки крайне популярны, но все так же продолжают преподавать и русский язык.
— Ранее премьер-министр Словакии Роберт Фицо предложил Зеленскому встретиться, чтобы обсудить транзит газа. В ответ он получил заявление, которое нельзя назвать дипломатичным. Как это расценивают в Словакии? И что это говорит о способности Зеленского вести конструктивный диалог?
— Мы воспринимаем эти шаги Зеленского крайне негативно. Есть ощущение, что Зеленский решает вопросы таким образом, как будто проснулся рано утром. Он не понимает, что остановка транзита газа из России в Словакию может вызвать значительные проблемы как для республики, так и для всей Европы. По оценкам, ущерб от остановки транзита может составить 70 млрд евро.
Таким образом, словаки воспринимают это очень негативно. И в своей последней речи Роберт Фицо говорил о том, как мы будем политически реагировать на слова Зеленского — задумаемся над тем, какую помощь мы оказываем Украине в гуманитарной сфере, и будем ветировать некоторые решения Еврокомиссии и ЕС, в которых будет затрагиваться вопрос финансовой помощи Украине. У Словакии есть намерения реагировать на подобные своевольные решения Зеленского.
— Все чаще в западные СМИ просачивается информация, что новый пакет помощи Украине не всегда вызывает однозначную реакцию у всех стран ЕС. Связано ли это с политической усталостью или западные страны начинают задумываться о той экономической цене, которую они "платят" в связи с конфликтом?
— Западные страны, и в особенности Европа, приняли множество санкций против России. И сейчас становится понятно, что эти санкции все больше наносят ущерб экономике европейских стран, как и самой РФ. Это уже отражается и на жизненном уровне европейцев — он ухудшается. Поэтому все громче звучит мнение, что Украине уже оказано достаточно помощи, и необходимо задуматься над тем, как в первую очередь защищать интересы наших граждан. Поэтому идет дискуссия в разных странах, и к власти приходят партии, которые защищают больше своих граждан, нежели продолжают эту бесконечную историю с Украиной.
Если Зеленский будет и дальше наносить ущерб национальным интересам нашей страны, Словакия и, возможно, Венгрия будут ветировать помощь Украине. Прежде всего, основываясь на том понимании, что Украина должна вести себя с нами как доверительный партнер, и помощь должна быть обоюдной. Мы не можем основываться на принципе, что Украина будет действовать, исключительно, как ей выгодно. Я думаю, что все это решения только одного Зеленского.
— Как вы считаете, состоится ли раздел украинских земель европейскими странами?
— Подход европейских стран к Украине меняется. Я думаю, что этот вопрос будет решаться в ближайшие недели. Тогда станет ясно, какие будут отношения между Украиной и государствами ЕС. Многие говорят, что Украина может стать членом ЕС, но не должна быть членом НАТО. Некоторые говорят, что не должна вступать и в ЕС, поскольку необходимо решить много вопросов, связанных с процессом вступления в объединение, а Украина не исполняет многие требования для этого.
Не знаю наверняка, какое развитие получит этот вопрос в ближайшие дни. Но то, какое решение о транзите газа принял Зеленский, при том, что в украинском парламенте решается и вопрос об остановке транзита российской нефти, однозначно является шагом, который вредит ЕС и ее странам-участницам.
— Недавно избранный президент США Дональд Трамп заявил, что он понимает озабоченность России по поводу расширения НАТО на восток. А как к этому относятся в Словакии?
— Наш премьер-министр с уверенностью заявил, что мы не поддержим вступление Украины в НАТО. Мы выступаем за те решения, которые подразумевают гарантии как для России, так и ЕС в том, что касается безопасности. И сам [избранный] президент США Дональд Трамп заявил, что весь конфликт на Украине был спровоцирован, то есть РФ таким образом реагировала на некоторые провокационные решения украинских властей. Стало быть, Словакия поддержит то, о чем договорятся Трамп и Путин. Наверное, это нейтралитет, военный нейтралитет Украины.
— Как бы вы могли одним прилагательным охарактеризовать отношения Словакии и Украины?
— Словакия — это страна, которая хочет помочь людям в нужде. И в определенный момент мы решили оказывать гуманитарную помощь — в данном случае Украине. Но ранее мы помогали и другим странам мира, когда были природные катастрофы, в той степени, в которой мы способны. Сейчас есть много украинцев, которые работают в Словакии и поддерживают наш рынок труда. Но никто не отменял того, что такие отношения должны быть партнерскими и доверительными, а Зеленский несколько раз их подрывал своими решениями. В то же время, мы бы хотели, чтобы как можно скорее воцарился мир, и эти отношения могли бы нормализоваться.
Правительство Словакии во главе с премьер-министром уже дважды встречалось с правительством Украины и его председателем [Денисом] Шмыгалем с целью обсудить развитие инфраструктуры между Словакией и Украиной и вернуться к хорошим соседским отношениям. Но Зеленский этому вредит. Нам важно, чтобы с каждым нашим соседом у нас были хорошие отношения. И от Украины зависит, какой у нас будет к этому подход.
— Как бы вы могли одним словом, если это возможно, охарактеризовать отношения Словакии и Польши?
— Думаю, что наши отношения можно охарактеризовать как стандартные для партнеров по Европейскому союзу. Мы вместе состоим в Вишеградской группе, в которую входят Чехия, Словакия, Польша и Венгрия. Не вижу никаких значительных противоречий между нами за исключением различных взглядов на конфликт на Украине. Поляки в этом плане ведут себя более агрессивно и неустанно предоставляют украинцам военную помощь. У нас к этому другой подход, но не думаю, что нашим отношениям нанесен значительный ущерб.
— Ранее премьер-министр Роберт Фицо заявлял, что хотел бы приехать на Парад Победы в Москву 9 мая. Получил ли он приглашение и готовится ли визит?
— Определенно. На переговорах с Володиным мы также говорили, что с радостью приехали бы 9 мая на празднование юбилея Победы в Великой Отечественной войне. Премьер-министр Словакии планирует организовать большую делегацию, чтобы быть в Москве 9 мая.