6 февраля источники в незалежной и в Старом Свете подтвердили, что Киев получил и новую партию американских истребителей F-16 из Нидерландов, и несколько Mirage из Франции. «Первые истребители Mirage прибыли на Украину», - так заявил глава французского оборонного ведомства Себастьян Лекорню в соцсетях.
На Радио «Комсомольская правда» обсудили тему с Дмитрием Корневым, независимым военным экспертом.
- Сколько их поставили, применяла ли уже Украина F-16, и если да, как они себя показали?
- F-16, как и Mirage -2000 - это самолеты четвертого поколения. То есть, начала 80-х годов. Это нормальные рабочие машины. Нельзя говорить, что они могут кардинально повлиять на ход боевых действий. В случае воздушных столкновений эти самолеты будут в проигрышном положении по сравнению с нашими истребителями типа Су-35С, и, тем более Су пятого поколения.
- По объему поставок...
- По открытой информации, в прошлом году F-16 Украина получила порядка 20 машин. Судя по всему, основная масса – из Дании и, вероятно, 6 машин успели получить из Нидерландов в декабре. Сейчас вторая поставка – шесть единиц F-16 из Нидерландов. Всего законтрактовано, хотя Украина и не покупает эти самолеты, а просто получает, 20 единиц – Дания, 24 единицы – Нидерланды и, вероятно, до 60 машин они получат во второй половине 2025-го и в 2026-м из Норвегии и Бельгии. Из США напрямую их Киев получать не будет.
- Это модернизированные F-16?
- Это F-16 версии АМ и ВМ (двухместный), выпуска конца 1970-х – начала 80-х , собирались в Европе. В начале 2000-х прошли модернизацию – замена электроники, расширение спектра вооружений до современного на начало 2000-х годов. Собственно, и все. Если они не долетят до линии соприкосновения, какую-то роль сыграют. Возможно, они уже применялись. Мы предполагали, что, когда Украина получит F-16, она постарается не допускать их до столкновения с нашими самолетами. Они могут выполнять роль ПВО в глубине территории Украины. И, вероятно, в таком виде они участвовали.
- Были сообщения украинских СМИ...
-... Да, о том, что за один вылет какой-то пилот на F-16 сбил несколько российских беспилотников и крылатых ракет. Проверить такую информацию невозможно, но, вероятно, так они и используются. А те катастрофы, которые произошли с этими самолетами на Украине, так же говорят о том, что они совершают какие-то перемещения в их воздушном пространстве.
- Сообщалось, что один такой истребитель был сбит своими же. А что касается «Миражей»?
- Mirage 2000-5. Здесь нет такой детализации, как по F-16, по поставкам. Появление «Миражей» на горизонте произошло достаточно неожиданно летом прошлого года в заявлении Макрона. А в декабре прозвучало, что их будет поставлено 6 единиц. Это немного. Их всего 27 единиц на вооружении во Франции. Это достаточно старый самолет – как и F-16. Но природа поставок F-16 в том, что они снимаются с вооружения - и либо на утилизацию, либо в ВСУ. С «Миражами» такая же может быть ситуация. Франция ведет замену самолетов четвертого поколения на самолеты 4++ . И, возможно, что часть тех машин, которые французам не нужны, как раз и найдут свое место в рядах ВСУ.
Истребитель Mirage 2000 ВВС Франции.
EAST NEWS
- Его сильные стороны?
- Он адаптирован для ведения воздушного боя, но их могли переоборудовать, в том числе, для несения крылатых ракет SCALP-EG. Они уже делали такого рода переоборудование для бывших советских самолетов, которые есть в распоряжении ВСУ. И «Миражи» переделать под несение французских же крылатых ракет и управляемых бомб, я думаю, они могли. Этот самолет тоже проходил модернизацию и может применять ракеты более-менее современные воздух-воздух.
- Много разговоров по поводу возможной передачи немцами Украине истребителей «Торнадо». Киев настаивает, чтобы их им отдали сотни штук. Это возможно?
- Теоретически, да. Но машинка это сложная, тяжелая, дорогая в обслуживании. Это европейский самолет, с крылом изменяемой стреловидности, сверхзвуковой. Это что-то между Миг-23 и Су-24. Есть вариант ударный, есть вариант ПВО. У Германии, скорее всего, это многофункциональный ударный самолет. Но пока серьезной информации о возможной поставке «Торнадо» не было. Это списанные машины. Если немцев уговорят, то, эти самолеты могут появиться на горизонте. И тогда это будет мечта для любого музея авиации.
- Где они столько пилотов возьмут?
- Внутри страны - вряд ли. Вообще, им не до серьезной работы истребителями сейчас в ВСУ. Самолеты из «новых поставок» в тылу выполнять роль ПВО, конечно, могут. Могут усиливать наземную ПВО, и тем самым экономить боекомплект наземной ПВО для работы по десяткам, если не сотням целей, которые им обеспечивают ВКС России и ракетные войска. Но если говорить о пилотах, то здесь, наверное, ситуация такая же, как и в Вооруженных силах Украины в целом. Технику они могут получить, США при желании могут поставить очень много техники, у них запасы огромные. Но кто на этой технике будет воевать? И где взять личный состав, хорошо обученный и подготовленный?
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
США проиграли гонку вооружений 2:0: Как украинская пропаганда поддерживает миф о прекрасных зенитно-ракетных комплексах Америки
Военный аналитик Мартьянов: США проиграли гонку вооружений 2.0 (подробности)