Киев отправил их на смерть, а теперь не хочет возвращать тела близким: что стоит за молчанием Зеленского об обмене погибшими бойцами

Накануне Киев, несмотря на Стамбульские договоренности от 2 июня по обмену телами и пленными, не вышел на контакт с Москвой. И за своими павшими никого к границе не прислал.

В итоге ни в субботу, ни в воскресенье ни передача 1212 тел погибших военных ВСУ, ни обмен пленными не состоялись в Брянской области, куда прибыли рефрижераторы с останками.

Представители Москвы, в частности глава нашей делегации в Стамбуле, помощник президента РФ Владимир Мединский и член этой делегации, генерал-лейтенант Александр Зорин, напомнили и Киеву, и международному сообществу о следующем:

Киев отправил их на смерть, а теперь не хочет возвращать тела близким: что стоит за молчанием Зеленского об обмене погибшими бойцами

Помощник президента РФ Владимир Мединский

REUTERS

- Москва готова прямо сейчас передать Киеву доставленные к границе тела погибших.

- Россия, как и прежде, заинтересована в скорейшем выполнении этой сугубо гуманитарной акции.

- В Москве видят сообщения в СМИ о переносе акции по обмену пленными с Украиной на следующую неделю, но официальных уведомлений не получено.

- Колонна с 1212 телами погибших прибыла в район обмена, останки других погибших отправляются в поездах.

- Губернатор Запорожья Балицкий опубликовал данные почти ста идентифицированных тел военнослужащих ВСУ, от которых отказался Киев.

Днем в воскресенье генерал-лейтенант Александр Зорин сообщил, что репатриационные поезда с телами солдат ВСУ начинают движение в направлении границы «в течение часа». И напомнил, что российская сторона готова выполнить все договоренности с Украиной в контексте обмена военнопленными и передачи тел и готова вернуть Киеву более шести тысяч тел военных как автомобильным, так и железнодорожным транспортом;

Москва вновь подчеркнула, что инициатива по возвращению тел — это сугубо гуманитарная акция. Это не политизированное решение.

Россия продолжает ждать уведомления по спецканалу о том, когда Киев «созреет» для процесса передачи тел военных ВСУ.

Киев отправил их на смерть, а теперь не хочет возвращать тела близким: что стоит за молчанием Зеленского об обмене погибшими бойцами

Посол по особым поручениям МИД РФ по преступлениям киевского режима Родион Мирошник. Фото: Денис Бочаров/NEWS.ru/ТАСС

На Радио «Комсомольская правда» обсудили эту тему с послом по особым поручениям МИД РФ по преступлениям киевского режима Родионом Мирошником.

- Была информация, что Зеленский лично отдал распоряжение сорвать этот обмен телами?

- Есть специальная процедура уведомления. Это не заявления в кулуарах или в очередном интервью. Это когда внятно и четко украинская сторона артикулирует и подтверждает действия, о которых были достигнуты договоренности в Стамбуле.

- Пока Украина ничего не подтвердила?

- Киев занимает страусиную позицию. Там попытались спрятаться от ожидаемого, наверное, неоднозначного восприятия этого шага со стороны «внутренней Украины». Но мы-то к этому не имеем отношения. Однако сейчас мы имеем ситуацию, при которой Киев, достигнув договоренностей, всячески пытается ими манипулировать.

- Они не готовы выполнить даже гуманитарную функцию?

- Нет. Напомню, в рамках переговоров обсуждались два трека – один гуманитарный, другой политико-дипломатический, по урегулированию конфликта. Но даже на гуманитарном треке, где, казалось, сложно найти политику, Украина пытается ее находить.

- 6 тысяч человек, которые погибли, ждут в поездах и авторефрижераторах последней дороги на родину, которая их не ждет?

- Этих погибших ждет население Украины, в подавляющем большинстве православное, христианское. Люди хотят получить останки своих близких, чтобы упокоить их правильным образом. И чем дальше будет Украина тянуть и пытаться манипулировать этими процессами, мне кажется, тем в более худшей ситуации они будут оказываться.

- Есть нормы, единые для всех цивилизованных обществ...

- Да, есть общий подход с уважением, с соответствующими процедурами и подчеркнутым пиететом к телам погибших. Тем более со стороны власти, которая отправила этих людей на смерть.

Киев отправил их на смерть, а теперь не хочет возвращать тела близким: что стоит за молчанием Зеленского об обмене погибшими бойцами

Ни в субботу, ни в воскресенье передача 1212 тел погибших военных ВСУ не состоялась. Фото: Дмитрий Радченко/ТАСС

- Так почему они отказываются от этой процедуры?

- Могу только предположить. Мы фиксируем четкие позиции. Россия выполняет свои обязательства. Мы договорились передать тела. Мы готовы их передать. Первая партия уже на границе. Остальные в движении. В расчете на то, что украинская сторона выполнит достигнутые договоренности. Почему Зеленский занял такую позицию? Скорее всего, режим заврался. Когда они заявляют, что за три года там минимум павших, а тут только в рамках одной операции такое количество людей, которых Россия готова передать в виде конкретных останков, от этого не отмахнуться.

- Заманивая людей в ряды ВСУ, Киев заявляет большие соцвыплаты, в том числе за гибель на фронте?

- Порядка 15 миллионов гривен. Потому даже за 6 тысяч этих погибших Киеву нужно выплатить их семьям около 2 миллиардов и 100 миллионов долларов.

- Это для режима много?

- Для них это очень существенные средства — и только по этому направлению. А это не единственное направление, где гибнут в большом количестве украинские военные. И, возможно, киевский режим опасается, что придется признать свое банкротство.

- Неспособность выполнить свои обязательства.

- Да. И сейчас за этими событиями внимательно следят многие внешние игроки, которые четко высказались за процесс урегулирования. А гуманитарное урегулирование — это один из главных треков, на котором стороны могут сойтись. И первые переговоры, и вторые — они базировались именно на договоренностях гуманитарного характера. И вот то, что Украина попыталась даже здесь начать манипулировать, — это вызывает большие вопросы.

- Запорожский губернатор Евгений Балицкий опубликовал списки идентифицированных тел военнослужащих ВСУ, от которых отказывается Киев. Там много погибших в Курской области. Насколько важно эту информацию доносить — и кому?

- На Украине много людей, близкие которых погибли. Но они числятся в списках без вести пропавших. Все эти люди должны понимать, что тела их близких — в этих рефрижераторах. Которые ждут возможности пересечь границу. Неизвестность иногда хуже смерти. Она должна быть развеяна — из гуманитарных соображений. Украина своими действиями сама вынуждает к тому, чтобы эти данные были опубликованы.

- Так уже было при обменах?

- Да, когда мы вынуждены были просто публиковать данные солдат, которых Киев не хотел возвращать, не хотел включать в процедуру обмена.

- Не все тела идентифицированы точно?

- Многие — в том числе по наличию документов. Но есть тела, которые только по генному материалу можно сопоставить. Для близких это сопоставление точно удобнее делать дома, нежели искать своих погибших на территории России. Есть же банк генетических данных, по которому можно сопоставить и установить родство. Если Киев это не сделает, это будет лежать на совести украинской стороны. Которая покажет, что игнорирует интересы своих людей. Получится просто сознательное создание душевных травм для людей. Мало того, что они потеряли своих близких, так еще и получают вот такое отношение со стороны своей власти.