Дональд Трамп объявил торговые войны сразу десяткам государств: всему Евросоюзу, Канаде, Мексике, Китаю, не обошёл и Россию, пригрозив ужесточить санкции, если его сделку по Украине не примут.

Как пошлины Трампа бьют по своим

Источник фото: Getty Images / Chip Somodevilla

Со вторым пришествием Дональда Трампа в Белый дом соратники и союзники США потеряли всякий покой и сон. Новые подходы к внешней политике и связанные с ними торговые ограничения угрожают сложившемуся за десятилетия миропорядку и благополучию элит, привыкших жить за спиной США.

В первые же дни своего нового правления Трамп ошарашил многих сателлитов США, ещё недавно безоговорочно поддерживавших все решения ушедшего на покой Джо Байдена. Двадцатипроцентные американские пошлины на импортируемые товары из Канады за исключением энергоносителей (их обложили десятипроцентным сбором) аналитики оценили, как удар по союзнику ниже пояса. Цель этих и других санкций, а иначе действия трамповской администрации и не назовёшь, как говорится в бюллетене Белого дома, – сократить потоки нелегальных мигрантов, «ядовитого фентанила» и других наркотиков, переправляемых в Штаты из этой и других стран.

Введение импортных пошлин против Канады, Мексики и Китая аукнулось падением фондового рынка США и ослаблением доллара по отношению к юаню. Британская газета Telegraph написала, что из-за «опасений по поводу влияния торговой войны Дональда Трампа» из хранилищ Банка Англии стали изымать тысячи золотых слитков.

У некоторых политиков наступление Трампа вызвало оторопь, у других, наоборот, небывалый подъем сил. Объявивший о своей отставке премьер-министр Канады Джастин Трюдо напоследок расхрабрился и ответил Трампу такими же пошлинами на американские товары (пиво, вино, бурбон, фрукты и соки, овощи, парфюмерию, одежду и обувь, бытовую технику, спорттовары, мебель, пиломатериалы и пластмассы) общей стоимостью $106,6 млрд. Вдобавок к этому, в кабинете министров Канады обсуждались и нетарифные меры, связанные с критически важными полезными ископаемыми и другими закупками. Впрочем, через два дня Трюдо поубавил свой пыл, сообщив в соцсетях о привлечении «совместных канадско-американских ударных сил по борьбе с организованной преступностью, фентанилом и отмыванием денег», об укреплении границы и приостановке тарифов. В ответ Дональд Трамп пообещал со своей стороны заморозить тарифы на 30 дней, заявив, что сделать это его побудил дорогостоящий план укрепления границы США и Канады «новыми вертолетами, технологиями, персоналом и увеличенными ресурсами для прекращения потока фентанила». Трамп не уточнил, что этот план был принят соседней страной до его вступления в должность, в декабре 2024 года. Аналогичный мораторий распространился и на Мексику, которую называют основным «промежуточным звеном» перенаправления китайских товаров в США.

Особое место в политике Трампа занимает противостояние крупнейшей экономике мира – Китаю. «Половинчатые» пошлины на китайские товары (пока только 10%) можно назвать пробным шаром, которым Трамп предупреждает основного конкурента. В том в случае, если руководство Поднебесной не пойдет на определённые уступки, то американский президент допускает повышение пошлин на все 100%.

Китай молчать не стал и сразу нанёс ответный удар целым пакетом контрмер, да ещё и пообещал подать иск на США во Всемирную торговую организацию. Импортируемые из Штатов уголь и природный газ китайцы решили обложить дополнительным тарифом (15%), а сырую нефть, сельскохозяйственную технику, большие автомобили и пикапы – пошлиной (10%).

Ещё большим ударом по американской экономике может стать экспортный контроль на редкоземельные минералы и другие высокотехнологичные компоненты, включая вольфрам, теллур, висмут, молибден, индий, без которых не состоится производство полупроводников. Вдобавок ко всему китайские власти пополнили список ненадежных компаний США и анонсировали начало официального расследования в отношении Google в связи с «подозреваемым нарушением антимонопольного законодательства».

На первый взгляд, Китай резко дал понять Трампу, что с позиций силы разговаривать с ним нельзя, но с другой, как считают экономисты, ни одна из мер, которые вводит КНР, в том числе и тарифные меры, не наносит серьёзного ущерба США. «Китай скорее показывает те инструменты и те варианты, которые у него есть в запасе. Пекин сегодня ведет себя значительно более ответственно, чем США, прекрасно понимая, что экономическое столкновение двух держав приведёт, прежде всего, к очень серьёзному обрушению мировой экономики», – рассуждает известный востоковед директор Института Дальнего Востока РАН Алексей Маслов.

В Евросоюзе в отличие от Китая всё ещё не решаются дать отпор наполеоновским планам Вашингтона и дальше громких заявлений не идут. Но Трамп ясно дал понять, что не намерен отказываться от своих намерений. Вначале он пообещал сделать «что-то очень существенное с Европейским союзом», обвинив его в том, что он «обошёлся с Соединёнными Штатами ужасно». Через несколько дней американский политик выступил с ещё более решительным заявлением, что «определенно» введёт пошлины на товары из ЕС, и назвал действия блока «зверством». В подтверждение своих обвинений он заявил, что общая стоимость ввозимых в Штаты товаров из Европы по сравнению с продаваемой туда американской продукцией превышает $300 млрд долларов. Правда, издание Politico поправило Дональда (в 2023 году общий торговый баланс в пользу ЕС составил всего €51,8 млрд), но это не повлияло на его антиевропейский настрой. Пока на явно недружественные действия европейцев, по представлениям хозяина Белого дома, никаких запретов на американские товары не последовало. Еврокомиссары, испытавшие шок от заявлений лидера страны, на которую во многом рассчитывали, всё ещё чего-то ждут, вероятно, надеются, что Трамп изменит гнев на милость и возьмёт их в союзники. А пока, как заявил комиссар по торговле ЕС Марош Шефчович, Евросоюз стремится найти компромиссное решение, позволяющее избежать обострения торговых отношений. Но в то же время, в случае введения пошлин со стороны США, ответные меры будут жёсткими.

Западные СМИ пытаются растолковать неистовому Дональду, что торговые войны ни к чему хорошему никогда раньше не приводили, и теперь, когда мировая экономика переживает не лучшие времена, тем более не приведут.

Волна торговых угроз лишь усилит неопределённость на мировых рынках и товарных биржах Высокие пошлины обернутся непредсказуемыми последствиями и для мировой торговли, и для самих Соединённых Штатов: часть глобального рынка будет перекроена, а логистические маршруты изменены. Под удар в первую очередь попадут американские нефтегазовые компании, поставляющие СПГ и нефтепродукты в Китай, и Google с её всеобъемлющим сервисом. В итоге США своими руками загонят себя в торговую клетку: из-за дополнительных расходов цены на импорт вырастут, а на отечественные американские товары понизятся и сбывать их по экспорту из-за пошлин будет невыгодно.

Исследование консалтинговой компании Ernst & Young Global подтверждает, что тарифный план Трампа в этом году может привести к снижению темпов роста экономики США на 1,5%, ввергнуть Канаду и Мексику в рецессию и спровоцировать «стагфляцию». При этом Китай испытает меньший шок, его ВВП сократится на 0,3% в 2025 году и на 0,7% в 2026 году.

Американские экономисты опасаются, что повышение пошлин на импортные товары ударит в первую очередь по бедным. Из-за роста цен на импортную продукцию, по подсчётам специалистов Института Петерсона, среднестатистическое американское домохозяйство будет терять порядка $2,6 тысяч в год после уплаты налогов. Либеральный Центр действий за американский прогресс также выдаёт неутешительный прогноз: введение новых пошлин будет равносильно повышению налогов для типичной американской семьи на $2,5-3,9 тысяч в год. Американский иммиграционный совет предупреждает, что бедным придётся заплатить ещё больше, если учесть, что высылка миллионов незаконно пересекших границу США обойдётся по меньшей мере около $315 млрд, если всё удастся провести в короткие сроки, или намного больше, если реализация этой программы растянется на десятилетие.

Из-за огромного долгового наследия Байдена, оставленному Трампу, новому президенту США придётся столкнуться с беспрецедентной финансовой ситуацией. В течение трёх лет, по прогнозам экономистов, сумма госдолга побьёт очередной рекорд, а «расходы на его обслуживание, уже превысившие оборонные, негативно отразятся на способности правительства заботиться о пожилом населении США и обновлять стареющую инфраструктуру». Оттого Вашингтон и хочет найти выход из ситуации быстро и любой ценной.

Трамп пытается реализовать те обещания, которые он давал во время своей предвыборной кампании, – вернуть производство и восстановить рабочие места в США. И, как следствие, он видит в Китае своего основного соперника.

Речь не просто о торговой войне: США пытаются нанести удар по модели развития Китая, у которого вынуждены закупать огромный по объёму и ассортименту набор товаров.

Но есть сомнения, что технически это вряд ли возможно. Крупнейшие экономики мира так тесно переплетены между собой, что любое стремление помешать одной стране непременно скажется на другой. Не стоит также забывать, что сегодня производительность труда, вертикальная интеграция и себестоимость производства в Китае выглядят намного лучше, чем в годы первого правления Трампа.

Если противостояние Китая и США будет усиливаться, то это навредит двум крупнейшим экономикам мира, приведёт к снижению спроса на энергоресурсы (а значит, и падению их цены, о чём мечтает Трамп).

С одной стороны для России противостояние Китая и США не сулит ничего хорошего, но с другой – заставит Китай задуматься об энергетической безопасности и вспомнить о проекте «Сила Сибири- 2», строительство которого может быть ускорено.

Глобалисты очень боятся, что президент США Дональд Трамп предоставит Китаю и России полную свободу действий для управления «сферами влияния» в своих регионах, а они позволят Соединённым Штатам контролировать свою собственную сферу.

Хозяину Белого дома, как пишет The Guardian, скорее всего, необходимо будет принять тот факт, что мироустройство стало сегодня многополярным. Вот и госсекретарь США Марко Рубио говорит, что внешняя политика Вашингтона давно сбилась с курса, приняв «непревзойдённое американское доминирование» за нормальное состояние. В публикации говорится, что многие ожидают от Трампа выполнения обещаний относительно мирного подхода к Китаю и перекладывания ответственности за безопасность на союзников по НАТО.

Пока Вашингтон переживает сильнейший упадок, пишет турецкое издание Sabah, Пекин проводит головокружительную модернизацию и совершенствует свои вооруженные силы. Таким образом, сегодня США сталкиваются с таким же риском, с которым когда-то столкнулся СССР. Если США не смогут получить желаемую поддержку от Европы и Азиатско-Тихоокеанского региона (а получить таковую будет очень трудно), тогда соперничество между США и Китаем завершится глобальным консенсусом, а не войной. Ход событий свидетельствует именно об этом.

Понятно, что угрозы американского президента ввести новые пошлины служат усилению его переговорной позиции с лидерами государств, от которых он хочет получить наибольшую выгоду.

Давление США на Европу отчасти связано с желанием расширить экспорт американского СПГ и нефти, чтобы окончательно вытеснить с рынка Россию. Но для этого первым делом придётся существенно нарастить добычу энергоносителей. А сделать это будет непросто.

Аналитики Агентства энергетической информации США сходятся во мнении, что главным драйвером быстрого роста добычи нефти в США могут стать только высокие цены, что, в свою очередь, противоречит обещаниям Трампа снизить котировки. Ведь чтобы увеличить производство, американским нефтяникам придётся вложить миллиарды в разработку новых месторождений, которые окупятся только при высоких ценах. Сомнения в претворении трамповских планов по всеобъемлющему экспорту энергоносителей вызывают самое большое в мире количество незавершенных проектов СПГ, ограниченная пропускная способность американских трубопроводов. Всё это рассматривается как самое большое препятствие для роста добывающего сектора США.

Особое внимание сегодня приковано к отношениям США и России. Больше всего на Западе боятся, что, в конце концов, Путин и Дональд Трамп, а также председатель КНР Си Цзиньпин договорятся и будут вести переговоры о мироустройстве, чтобы «разделить земной шар на сферы влияния» наподобие Ялтинской конференции в феврале 1945 года.

Но такой сценарий развития событий при определённых обстоятельствах возможен в будущем. А пока всё больше аналитиков склоняются к тому, что администрация Трампа допустила стратегический просчёт в своей политике, применяя тактику экономического давления с помощью пошлин, которая раньше работала в отношении стран Латинской Америки. В результате Вашингтон сам себе создал проблемы.

Профессор МГУ Елена Ведута советует руководству США пересмотреть своё отношение к выстраиванию экономических отношений с другими странами, по-другому посмотреть на планирование своей экономики и «очень серьезно подумать над тем, как выстраивать новые производственные взаимоотношения в экономике, чтобы все-таки производить продукт, нужный людям и государству для экспорта». Прислушаются ли в администрации Трампа к мнению своих и зарубежных аналитиков, пожелают ли принять реалии многополярного мира, узнаем совсем скоро. Последствия торговой войны не заставят себя долго ждать.

Юрий Алексеев, Столетие

Жизнь на освобожденных территориях 11 февраля (обновляется)