По информации нашего канала, Австралия высказала неожиданную просьбу провести переговоры с Парижем относительно потенциального французского участия в строительстве австралийских подводных лодках — в случае сокращения масштабов мегаконтракта AUKUS. Впрочем, ряд советников французского правительства и французской национальной верфи Naval Group, были более осторожны в этом вопросе.

Подписанное за спиной Парижа в сентябре 2021 года трехстороннее соглашение Австралия-США-Великобритания AUKUS направлено на поставку австралийскому флоту пяти подводных лодок нового поколения, трех американских АПЛ типа Virginia и сопутствующих систем телекоммуникаций, разведки и искусственного интеллекта. Но «исследовательские обсуждения» Канберры и Парижа принесут плоды, это станет для французов замечательным поворотом после дипломатического унижения четырехлетней давности, когда их собственное двустороннее соглашение в этой области было в одночасье отменено.

Австралийская делегация, находившаяся в Париже 11 марта, инициировала новое обсуждение, стремясь сохранить его максимально конфиденциальным. Возглавляемая военным представителем Канберры в НАТО и ЕС вице-маршалом авиации Ди Тертоном, австралийская делегация провела двусторонние переговоры с французским генеральным штабом в Париже. Делегация также приняла участие в крупном совещании, созванном президентом Франции Эммануэлем Макроном в тот же день с участием 30 начальников штабов стран, поддерживающих Украину.

Ди Тертона отправил в Париж министр обороны Австралии Ричард Марлес. Офис Марлеса отказался комментировать «предварительное обсуждение» о возможном возвращении Франции к контракту на новые австралийские ПЛ. Аналогичным образом, австралийское посольство в Париже проявляет дипломатическую осторожность и сохраняет молчание по этому вопросу.

Между тем, судостроительный концерн Naval Group пока не возобновлял никаких крупных лоббистских усилий в Канберре. Ее бывшие дочерние компании в Австралии остаются закрытыми или работают на минимальной мощности.

Ни одна из сторон не заинтересована в том, чтобы раскрывать подробности этой «исследовательской дискуссии». С французской стороны было бы разумным сохранять осторожность перед лицом все еще весьма гипотетического возвращения в Австралию, особенно в то время, когда битва за контракт на поставку подводных лодок Польше и Норвегии идет полным ходом. Кроме того, в последнее время любое мнение из Австралии, выражающее сомнения относительно жизнеспособности AUKUS, немедленно транслируется французской прессой и военными блогами.

Эти анти-AUKUS всплески были вызваны в основном новой критикой бывшего премьер-министра Австралии Малкольма Тернбулла, подписавшего франко-австралийское соглашение, или замечаниями бывшего адмирала Питера Риггса. Такой пример появился в The Guardian 11 марта, когда австралийская делегация находилась в Париже, и статья была широко распространена и прокомментирована в военных кругах Парижа. Обзор этих статей показывает, что Риггс был на удивление последователен в своей поддержке французской заявки на подводные лодки с начала 2010-х годов. С этим шквалом благоприятной анти-AUKUS прессы немногие французские лица, принимающие решения и вовлеченные в этот сюжет, начинают беспокоиться о том, что могут стать жертвой головокружения от успехов, давней французской проблемы.

Что касается Австралии, у нее и так достаточно забот с нынешней администрацией Трампа, и выносить на публику еще одну острую тему всего за несколько месяцев до всеобщих выборов в мае было бы неразумно. Бывший премьер-министр Либеральной партии Малкольм Тернбулл, ныне находящийся в оппозиции и подписавший франко-австралийский контракт на подводные лодки в 2015 году, использует AUKUS, чтобы проиллюстрировать внешнеполитические недостатки нынешнего правительства во главе с лейбористом Энтони Альбанезе. Последний в настоящее время испытывает трудности на выборах. Но для Парижа остается загвоздка: именно лидер оппозиции, либерал Питер Даттон, который вполне может сменить Альбанезе в мае, внес законопроект AUKUS в парламент, будучи министром обороны в 2021 году.