Журналист издания TIME написал большую статью после большого интервью с Зеленским

Журналист издания TIME написал большую статью после большого интервью с Зеленским. Публикую полный перевод.

Часть третья:

Рано утром президентский кортеж выехал из офиса Зеленского в сторону западных пригородов Киева и остановился в селе Мощун. До российского вторжения там проживало около 800 человек, и его известность была обусловлена тем, что Зеленский в начале своей карьеры актёра и комика снимал здесь один из своих самых популярных ситкомов. Теперь Мощун известен как деревня, где провалилась попытка России захватить Киев.

Битва, бушевавшая на окрестных полях и в лесах в течение 23 дней в конце февраля и марте 2022 года, возможно, была самой значимой в Европе со времён Второй мировой войны. Если бы всё сложилось иначе, русские, возможно, смогли бы окружить Киев, вытеснить Зеленского, захватить большую часть Украины и перекроить карту Европы. Вместо этого сотни российских спецназовцев были убиты в Мощуне разношёрстной смесью украинских военных, полицейских, национальных гвардейцев и обычных граждан, некоторые из которых были вооружены только ручными гранатами и охотничьими ружьями.

«В Мощуне наши воины были в меньшинстве 13 к 1», — сказал мне Зеленский. «Это не пропаганда», — настаивал он, — «это факт».

Прошло три года с тех пор, как Россия проиграла ту битву, и мы приехали, чтобы отметить годовщину. В честь этого местная канцелярия устраивает торжественную церемонию с военным оркестром и четким караулом, стоящим по стойке «смирно» с поблёскивающими на солнце штыками винтовок. Поле боя, на котором погибли по меньшей мере 125 украинцев, теперь отмечено флагами, на некоторых из которых написано: «Украина или смерть».

Пока мы ждали начала мероприятия, я подошёл к деревянной хижине, где несколько женщин раздавали сувениры военного времени — маленьких гномов, украшенных камуфляжем и гильзами. Незаметно подойдя ко мне, член штаба Зеленского вспомнил, как эта сцена выглядела во время голосования в первую и вторую годовщину победы: «Это выглядело более реально», — прошептал он.

Возможно, Вэнс был прав. Иногда трудно провести грань между торжественностью и пропагандой. Со временем свежие раны становятся старыми шрамами, поля сражений превращаются в мемориалы, и китч начинает проникать внутрь. Пейзаж вокруг Зеленского, несомненно, выглядел срежиссированным, когда он прошёл мимо почётного караула и возложил венок на постамент. Непосредственность событий померкла, что усложняет дипломатическую задачу, с которой Зеленский сталкивается на данном этапе войны. Выживание его страны зависит от его способности сохранять поддержку и симпатию иностранных союзников. Но по мере того как война превращается в рутинное явление, ему всё труднее удерживать их внимание, включая таких людей, как Трамп.

На краю церемонии один из президентских охранников подавил зевок, и я последовал его примеру. Накануне ночью мне было трудно уснуть. Последняя группа российских беспилотников появилась в небе вскоре после полуночи. Сообщалось, что это были «Шахеды», или «мученики» — дрон, который Россия приобрела у Ирана. В социальных сетях украинцы любят сообщать о их прибытии, публикуя эмодзи с изображением мотороллера, потому что звуки этих летательных аппаратов напоминают гул Vespa, когда они выныривают из облаков. В моей квартире, расположенной рядом с президентским комплексом, не сработали сирены воздушной тревоги, и я проснулся от грохота зенитных орудий, установленных на крышах, и света от их дульных вспышек, танцующих на стене моей спальни.

Мысли трезво с @makslifeoff