Лавров: Россия и США слушают друг друга и не ведут переговоры «через микрофон»

Украинский кризис стал одной из тем интервью, которое Сергей Лавров дал телекомпании CBS. В беседе с ведущей министр заявил, что лично отправил в ООН и Марко Рубио перечень атак по российским энергообъектам, которые ВСУ предприняли во время 30-дневного моратория.

После просьбы отвечать на вопросы кратко ведущая CBS Маргарет Бреннан сама же нарушила собственный регламент и в каждом пункте разговора то и дело пыталась вытянуть из Сергея Лаврова детали текущих российско-американских переговоров, зайти вперед с прогнозами. В ответ она получала лаконичные и емкие ответы. Первый вопрос касался нанесенных на неделе ударов России по территории Киева.

Сергей Лавров, министр иностранных дел РФ: «Если это была цель, которая использовалась украинскими военными, то Минобороны и командиры на местах имеют право атаковать такие цели».

Маргатет Бреннан, ведущая CBS: «Чтобы внести ясность: когда президент США Дональд Трамп говорит „Владимир, остановись“, это означает отказ? Или же вы считаете, что из-за высказанных упомянутых вами соображений потери среди гражданского населения стоят того?»

Сергей Лавров: «Могу вас заверить, что целью нападения не было что-то абсолютно гражданское, как в случае ударов НАТО по Белграду в 1999 году. Тогда это была преднамеренная атака на гражданскую цель. В нашем случае мы атакуем только те объекты, которые используются военными».

В отличие от ВСУ, которые продолжают целенаправленно наносить удары по гражданской инфраструктуре и нарушать договоренности. Так было совсем недавно, когда стороны согласились не атаковать энергообъекты (Россия тогда сбила собственные беспилотники, летевшие к цели). Украина же, напомнил Лавров американской журналистке, продолжила бить по Курской области, а до этого нарушила Минские соглашения и Стамбульские.

На фоне этого европейцы, которых активно поддерживала администрация Байдена, играют свою партию, все разговоры о необходимости перемирия у них только ради одного.

Сергей Лавров: «Если вы хотите прекращения огня только для того, чтобы продолжать поставлять оружие на Украину, то какова ваша цель? Вы знаете, что высокий представитель ЕС по иностранным делам и политике безопасности Кая Каллас и генеральный секретарь НАТО Рютте сказали о прекращении огня и урегулировании? Они прямо заявили, что будут поддерживать только то соглашение, которое в конце концов сделает Украину сильнее, сделает ее победителем».

У новой американской администрации иной настрой. Это в очередной раз подтвердил госсекретарь Марко Рубио, признавший, что после трехлетней паузы в переговорах США стали лучше понимать российскую позицию. Впервые за долгое время представители Вашингтона заговорили о правах русскоязычного населения Украины, о том, что Киеву не место в НАТО, стали публично осознавать, что Крым российский, в то время как в Европе продолжают по-своему трактовать понятие «права человека».

Сергей Лавров: «Но когда европейцы и другие западные страны говорят об Украине, никто не может произнести ни слова о правах человека. Никто. Напротив, председатель Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен и другие люди в Брюсселе и Европе говорят, что Украина защищает „европейские ценности“. Получается, что одной из этих „ценностей“ является отмена русского языка. Представьте себе, если бы Израиль отменил арабский язык в Палестине. Только представьте».

Диалог России и США после длительной паузы налаживается. По словам Лаврова, который призвал собеседницу из CBS не пытаться разбивать его слова на громкие заявления и лозунги, многие детали требуют доработки и обсуждения. Российско-американские переговоры конфиденциальны.

Маргарет Бреннан: «Вы упомянули, что США и России еще необходимо поработать над некоторыми нюансами соглашения».

Сергей Лавров: «Да. Вы хотите, чтобы я вам о них рассказал?»

Маргарет Бреннан: «Да, конечно, мне бы этого хотелось, но так это не работает. Европейские источники сообщают, что предложение США на самом деле просто список неких тезисов. Есть ли у России понимание того, что вам нужно на данный момент?»

Сергей Лавров: «Мы вежливые люди. И, в отличие от некоторых других, никогда не обсуждаем публично то, что говорится на переговорах. Иначе такие переговоры несерьезны. Если вы хотите узнать чье-то мнение по сути этого вопроса, обратитесь к Зеленскому. Он рад общаться с кем угодно через СМИ, даже президенту США Трампу он предъявляет претензии».

Россия и США обсуждают не только урегулирование конфликта на Украине, ведутся переговоры по возобновлению черноморской сделки, звучат разговоры о планах американского бизнеса вернуться в Россию. Здесь Лавров снова подчеркнул, что наша экономика выстояла, стала самодостаточной, для желающих вернуться на российский рынок отдельных привилегий не будет.

Сергей Лавров: «Президент России Владимир Путин уже комментировал эту ситуацию. Он сказал, что мы ничего не имеем против американских компаний, но те компании, которые тогда решили уйти из России, при возвращении могут обнаружить, что их место уже занято российскими или другими иностранными инвесторами. В этом случае мы не будем предпринимать никаких действий, которые дискриминировали бы тех, кто вместо американцев инвестировал в Россию».

Глава российского МИДа, рассуждая в эфире CBS о текущих взаимоотношениях Москвы и Вашингтона, еще раз отметил, что «нормальные переговорщики не ведут диалог через микрофон, а слушают друг друга, чтобы достичь баланса интересов». Это не только наша позиция. Тот же Трамп в своей книге «Искусство заключать сделки» советует не раскрывать информацию до того, как придет время.