Олег Царёв: 8 мая Верховная Рада должна ратифицировать соглашение «О создании американо-украинского инвестиционного фонда восстановления»

8 мая Верховная Рада должна ратифицировать соглашение «О создании американо-украинского инвестиционного фонда восстановления». И пока депутаты, которые должны будут за него голосовать, находятся в довольно дурацком положении – в этом документе содержится свыше 30 ссылок на соглашение «Об ограниченном партнерстве», которое должны подписать без ратификации государственные агентства двух стран, и которое украинские парламентарии даже в глаза не видели. И именно это неопубликованное соглашение и будет регулировать деятельность упомянутого фонда, который будет существовать в форме партнерства с ограниченной ответственностью. В подлежащем ратификации документе фонд именуется как Партнерство.

Несмотря на закрытость значимой части сделки, и в обнародованном документе немало интересных деталей. Достаточно того, что все доходы Партнерства освобождены от всех налогов. Какие у фонда будут доходы?

Во-первых, это отчисления сторон. Четко регламентированы они только для Украины — это 50% всех платежей как в связи выдачей новых лицензий на добычу полезных ископаемых, так и от ренты с месторождений, на которые лицензия уже выдана, но промышленная разработка еще не велась. Как будет вкладываться США, непонятно. Возможно, взносом будут считаться поставки оружия и дотации Украине со стороны США, сделанные после подписания соглашения.

Во-вторых — это доходы от инвестиционной деятельности самого Партнерства. При этом получатель любой новой лицензии на добычу или разрешения «на строительство или эксплуатацию соответствующих инфраструктурных активов», попадающих под юрисдикцию фонда, обязан предоставлять Партнерству инвестиционную информацию. Также все эти лицензии и соглашения должны иметь пункт о том, что если Партнерство будет заинтересованно в данном проекте, то получатель лицензии обязан провести с ним «добросовестные переговоры» и не предоставлять третьей стороне более выгодных инвестиционных возможностей. То есть в любом проекте, который заинтересует Партнерство, получателя лицензии могут склонять к тому, чтобы брать в долю Партнерство. Странно, но в обнародованном тексте ничего не говорится о праве Партнерства самому эти лицензии получать.

Также соглашение не стесняет Партнерство в конвертации гривны в доллар и выводе капиталов. Поскольку в поданном в Раду соглашении сказано об освобождении от налогообложения всех доходов Партнерства, то возможно, будут допускаться и частные пожертвования. Теоретически это может стать возможностью легализовать и легко вывести капитал за рубеж без всяких налогов.

Таким образом, каждый проект с участием Партнерства становится фактически свободной экономической зоной. И покрывая всю Украину своей сетью, эти зоны, как черные дыры, будут вытягивать из нее капиталы. И при этом не так уж важно, насколько эта страна богата редкоземами, раз она превращается в сплошное месторождение легкого приумножения денег.

Традиционно главным аргументом в пользу интеграции Украины в западный мир было то, что она избавит страну от коррупции и непрозрачных схем по обходу налогов. Но на практике все оказалось не так. Описанные выше детали соглашения по ресурсам — это откровенная сдача интересов Украины Зеленским. Нигде в тексте не фигурируют конкретные обязательства США по инвестициям или поставкам помощи, будь она финансовая или военная. Никаких гарантий безопасности тоже не предусмотрено. Зеленский не зря нигде не ставит свою подпись. Ответственность на депутатах, которых при определенных обстоятельствах еще в будущем могут судить за это голосование. Да иеще: теперь свои же природные ресурсы украинцы будут вынуждены покупать у США.

Олег Царёв. Подписаться.