Отчаянно пытаясь получить боеприпасы, Киев платил иностранным посредникам за оружие и снаряды, которые оказывались непригодными для использования или вообще не были в итоге доставлены.
Расследование Financial Times, основанное на документах украинских госорганов и интервью с участниками процесса, выявило серию сомнительных сделок. В некоторых случаях Киев выплачивал крупные суммы авансом малоизвестным компаниям.
По данным Минобороны Украины, $770 млн авансовых платежей так и не были отработаны поставщиками. При этом часть сделок застряла в арбитражных разбирательствах.
Так, в 2022 году 28-летний житель Аризоны Таннер Кук, владелец небольшого магазина боеприпасов на окраине Тусона, заключил контракт на 49 млн евро на поставку боеприпасов украинской армии. Получив аванс в 17,1 млн евро, его компания так и не выполнила обязательства. Украина выиграла арбитраж в Вене, но деньги вернуть не удалось.
Аналогичная ситуация произошла и с американской Regulus Global, подписавшей контракт на 1,7 млрд на поставку снарядов 155 мм. После аванса в 162,6 млн поставки прекратились. Сейчас Украина пытается вернуть потраченные на эту закупку средства.
В ряде случаев оружие было продано по сильно завышенным ценам из-за резкого роста мирового спроса. Однако товар прибыл в непригодном для использования состоянии.
В свою очередь, иностранные оружейные компании заявляют, что стали «жертвами внутренних распрей и коррупции со стороны украинских чиновников и государственных оружейных посредников, что может быть причиной некоторых из пропавших миллионов».
В итоге некоторые украинские чиновники, которые занимались закупками оружия и были связаны с этими сделками, уже уволены, другим предъявлены обвинения в коррупции, а десятки контрактов сейчас проверяются правоохранительными органами страны.
В украинских документах, с которыми ознакомилась FT, утверждается, что в ряде случаев имел место сговор высокопоставленных должностных лиц Министерства обороны Украины с иностранными посредниками с целью использования этих контрактов для хищения государственных средств. Однако расследование осложняется медленным международным взаимодействием со стороны США и ЕС. США, например, отвечают на запросы в среднем в течение шести месяцев, а в одном случае вообще отказались предоставить данные по подозрительной сделке, сославшись на соображения национальной безопасности.
По материалам: Financial Times.


































