19 июля 1980 года в столице Советского Союза и в трех столицах союзных республик – Киеве, Минске и Таллине, а также в Ленинграде – началась Летняя олимпиада. Которую бойкотировали США и десятки их стран-сателлитов – из-за недавнего ввода советских войск в Афганистан. Несмотря на бойкот, СССР смог устроить спортивный праздник мирового уровня. О котором вспоминают до сих пор.
Стала ли Олимпиада-80 нашим триумфом – или началом конца советской империи? Дала ли толчок развитию страны – или надорвала ее силы?
Об историческом значении Игр-80 KP.RU говорил с бывшим 1-м заместителем Оргкомитета Олимпиады-80, почетным членом МОК и многолетним главою Олимпийского комитета нашей страны, Виталием Смирновым. А также с тогдашним главою олимпийского пресс-центра Лужников Анатолием Чайковским.

GLOBAL LOOK PRESS
- Был ли лидер СССР Леонид Брежнев против огромных трат на Олимпийские Игры 1980? - спрашиваю у Виталия Смирнова.
- Оргкомитет возглавлял первый заместитель председателя правительства Игнатий Новиков. Руководитель огромного ведомства Госстрой. Он был очень высокопоставленной персоной. И - другом детства Брежнева. У них разница была в два дня по датам рождения. Они учились вместе. И Новиков никогда мне не говорил, что Брежнев был против Олимпиады. Если б так было – Новиков со мной поделился бы. У нас были доверительные отношения. Он бы знал. Версию про неприятие Игр Брежневым я слышал. Но, думаю, это выдумка.
- Это была не первая наша заявка на Летние Игры?
- Вторая. Мы заявлялись на Олимпиаду-76. К счастью, тогда проиграли. Хотя реакция была болезненная. Людей разогнали. Я пришел на место человека, который пришел в оргкомитет из ЦК партии - а его вот так уволили. Яковлев Александр Николаевич руководил отделом пропаганды в ЦК — и мы под его руководством по заявке в 1974-м году победили. Потом провели постановление правительства о включение олимпийских объектов в общесоюзный план, в декабре 1975-го. И тогда нас утвердили. До начала 1981-го я работал в Оргкомитете. Мне пришлось заниматься и отчетом перед МОК, и трудоустройством людей - больше тысячи человек работали в Оргкомитете Игр.

GLOBAL LOOK PRESS
- Стала ли Олимпиада-80 последним триумфом Союза?
- Я бы так не сказал. Мы потом успешно провели крупнейшие турниры. Но в истории СССР – конечно, это было самое большое и яркое событие, ведь Союз распадется уже через 11 лет.
- Есть мнение, что СССР надорвался при подготовке и проведении Игр?
- Нет, конечно, не надорвался СССР. Олимпийские игры стали событием, равным которому не было ранее в истории нашего государства. Впервые у нас было такое количество иностранцев - помимо участников Игр. Больше 5 тысяч журналистов. 1200 судей. Приехали десятки тысяч туристов, болельщиков. Всемирный фестиваль молодежи и студентов 1957-го года ни в какое сравнение не идет – в разы больше приехало иностранцев. И никто не препятствовал их контактам. И подключались сотни тысяч людей, которые встречали эстафету олимпийского огня, в Греции, Болгарии, Румынии, Молдавии, Украине. Было создано специальное управление олимпийской эстафеты. Люди из этого управления мне говорили, что не видели ни одного участка, где не было бы битком народа.

GLOBAL LOOK PRESS
- Распахнули ли Игры ворота для массового проникновения западных ценностей в СССР?
- Не думаю, что советских людей тогда поразила финская колбаса или немецкие кроссовки. А вот общение, узнавание, как люди живут за границей - это сыграло важную роль. Есть такая точка зрения, что на события, которые произошли в 1985-м, когда началась перестройка, в определенной степени повлияла Олимпиада-80. И я бы не стал оспаривать эту точку зрения. Импульс был оттуда.
- Прекрасные спортивные объекты к Играм-80 построили не только в Москве, но и в республиках — там хоть кто-то сегодня помнит про это?
- Более 70 объектов появились в Москве, полтора десятка в Киеве, Минске, Ленинграде и Таллине, где телебашня и парусный центр возникли. Думаю, на Украине и в Эстонии, не говоря уже про Белоруссию, про это помнят и прекрасно знают, кто и когда построил и реконструировал эти объекты. Но вряд ли украинцы и эстонцы про это говорят сегодня. Но в плане подготовки к Олимпиаде были вложения не только в эти города. Тренировочный центр в Сочи стал центром подготовки парусников. А до того в зимнее время тренироваться можно было только в Севастополе – а это же закрытый город был. Туда не пускали иностранцев. Вообще Олимпийские игры – это мощный катализатор в каждой стране. Не только спортсооружения, но и городская инфраструктура развивалась – например, немцы в Мюнхене метрополитен построили к Олимпиаде.

GLOBAL LOOK PRESS
- В Москве тоже появились суперсовременные объекты?
- Да, но в совершенно другие сроки. Аэропорт Шереметьево-2 в 1980-м был пущен. В Москве до Олимпиады гостиничных мест было меньше, чем в царской России - 30 тысяч. А к Играм их стало почти 90 тысяч. В процессе подготовки возник суперкомплекс «Космос». А спортсооружения на Олимпийском проспекте – уникальные Олимпийский дворец и Дворец водных видов спорта? И в Крылатском – одни из лучших в мире велотрек и гребной канал. А Битца, где проходили конно-спортивные соревнования? Институт физкультуры на Сиреневом бульваре. Там во Дворце тяжелой атлетики проходили соревнования по штанге.
- Вложения в Олимпиаду окупились?
- Думаю, десятикратно – как бы кто не ругал их. Если расширить и сказать о Сочи – это же просто потрясающе! Я был на 28 олимпиадах в своей жизни, и не знаю подобных примеров, такого наследия.
- Бойкот США как повлиял на международный успех Игр?
- Конечно, повлиял. Мы до того шли на рекорд по странам-участницам. В Мюнхене-72 было 124 страны. А у нас все было готово на 140 стран. И количество мест в Олимпийской деревне, и вся система соревнований. А присутствовали спортсмены из 81 страны. Да, не приехали спортсмены из ряда больших спортивных держав вроде США. Которые способствовали бы высшему уровню спортивной борьбы. Но страны, которые участвовали, показали много выдающихся достижений. 36 мировых рекордов. Володя Сальников стал первым человек в мире, который выплыл из 15 минут на полутора километрах. Два стрелка, Мелентьев и Власов, установили мировые рекорды. Феноменальный рекорд установил тяжелоатлет из Армянской ССР Юрий Варданян. Первый средневес, который в сумме поднял больше 400 килограмм. Был установлен мировой рекорд в прыжках высоту атлетом из ГДР – 2.36.
- Если бы приехало больше стран…
– Олимпиада была бы еще успешней. С решением Штатов в нашей жизни, в работе все круто изменилось. Несмотря на бойкот США, мы продолжали планомерную подготовку к Играм. Бросились на «обеспечения присутствия». Я из Африки не вылезал. Проехал всю западную и восточную Африку. Во многих странах приходилось все подробно объяснять. Более двадцати африканских стран-новичков приехали. Мы им помогали и с билетами. И своими самолетами их привозили. Мы оказались в состоянии хлебосольных хозяев, которые накрыли стол, ждали много гостей, а серьезная часть гостей не пришла. И тем, кого я приглашал, объяснить это было сложно. Болезненно было.
- Главной сложностью при организации Игр была финансовая, техническая, технологическая?
- Если не говорить о бойкоте, то главная сложность была в преодолении стереотипов. Когда наше руководство узнало, что мы должны пригласить спортсменов и спортивное руководство ЮАР, Израиля, Чили, Южной Кореи – нам сказали: с какой стати? А мы сказали: наше правительство дало гарантии соответствующие. И в руководстве страны вынуждены были это принять и с этим согласиться. И представители этих стран, те, кто не пробойкотировал – те были у нас. А несколько лет спустя мы установили дипотношения и с Южной Кореей, и с Израилем.
- Были проблемы, которые не смогли преодолеть?
- Попытки материально поощрить наших людей за новаторские предложения - это все пресекалось. Или, например, мы договорились с Кока-Колой, что они выпустят билеты. Кока- Кола предложила потрясающие билеты с циферблатами, на твердой бумаге. И там были водяные знаки в виде надписей Кока-Кола. И деньги нам заплатили, около 700 тысяч долларов. И когда наши руководители об этом узнали, мы вынуждены были под нож это пустить. У нас была целая коммерческая программа, ребята работали, и приносили доход в валюте. Мы заикнулись, мол, раз сотрудники зарабатывают – давайте хоть маленький процент отдадим, но нам пресекли это дело.
Но вне зависимости от этого Олимпиада-80 стала величайшим событием. Вся огромная страна приобщилась к олимпийской идее, олимпийским символам.

GLOBAL LOOK PRESS
А вот что вспоминает Анатолий Чайковский.
- Как Олимпиада-80 повлияла на страну?
- Олимпиада стала высочайшим достижением в условиях, когда тебя пытаются блокировать. Как и сегодня Россию пытаются «прикрыть», а ты все равно выживаешь. Главное – мы тогда нашли поддержку в Международном Олимпийском комитете - чего нет в последнее время. А тогда ставший в августе главой МОК Хуан Антонио Самаранч нас поддерживал. Он держал позицию: спорт вне политики. Это очень важный момент. Самаранч был самым умным, тактичным и любящим спорт президентом МОК за все время.
- Бойкот США на успех Игр повлиял как?
- Успех невероятный был. Весь мир видел телерепортажи из Москвы. Обычный народ считал Олимпиаду праздником. Если бы кто-то из тех, кто пытался саботировать Олимпиаду, побывал в Лужниках в те дни - он бы увидел, какая популярность у этой олимпиады. Игры-80 точно были успешнее предыдущих. Я работал в Монреале, могу сравнивать. Там был скандал с одним пятиборцем-идиотом, который вмонтировал в рапиру датчик. В Монреале на церемонии открытия живые актеры на поле создавали кольца олимпийские, и в одно из колец выбежал голый человек. Как это можно сравнить с Играми-80? В Москве был праздник, а в Монреале было г.... На московской олимпиаде скандалов не было. А был всеобщий подъема духа.

Глава МОК Хуан Антонио Самаранч считал, что спорт должен быть вне политики
GLOBAL LOOK PRESS
- Герои тех игр позабыли многое за годы?
- Сейчас один из главных, кто настаивает на бойкоте России – англичанин Себастьян Коу, глава федерации легкой атлетики – так он же в Москве золото взял, стал одним из героев Олимпиады-80. Его носили на руках, он был счастлив. А спустя годы оказался таким врагом нашей страны и спорта.
- В Киеве и Таллине забыли про прекрасные олимпийские объекты?
- Они у них появились благодаря Играм-80, которые строил весь Союз. Думаю, не вспомнят они, сволочи, кроме белорусов. Телебашню и центр парусного спорта в Таллине строили люди со всего СССР.
- Западные ценности тогда хлынули к нам потоком?
- Говорить о проникновении к нам тогда западной идеологии вместе с финским сервелатом, немецкими кроссовками и американской шипучкой – это чепуха. В СССР к 1980-му уже хорошо знали, что такое Адидас и Пепси-Кола. Просто этого в июле 1980-го в Москве и Ленинграде, Киеве и Минске с Таллином оказалось сразу много. И это на время оказалось доступно всем. Но нормальный человек особо на этом не акцентировался.
- СССР совершил рывок с Играми-80?
- Подъем душевный люди по всей стране испытывали, когда видели старты, наши успехи – это полностью перекрывало возможный негатив. Когда олимпийский Мишка улетал из Лужников, зрители во всем мире слушали потрясающую музыку и начинали плакать – нигде прежде ничего подобного не было.
Если ты так удачно проводишь Олимпиаду, огромное количество людей в мире понимает – это пик, достигнутый страной.
- В пресс-центре Лужников, которым вы руководили, были журналисты из всех стран?
- Да, в том числе из тех, которые бойкотировали Олимпиаду. Ажиотаж среди журналистов был невероятный. В особенности у фоторепортеров. Перед финалом, кажется, забега на сто метров, перед выходом на места фотосъемки, которые были распределены, собралась огромная толпа фоторепортеров, которые требовали, чтобы их досрочно выпустили. С трудом выстроили их в обычную очередь. Пресса была сверхдовольна: у нас работали прекрасные рестораны, репортеров замечательно кормили. В пресс-центре были самые современные аппараты связи. Проблем связи с любой точкой мира не было ни разу. На Играх в Саппоро в Японии были жуткие проблемы со связью, а в СССР все работало идеально четко. Ни один журналист зарубежных изданий не бросил в нас камень.
ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ
Генсек — за или против?
С легкой руки заместителя заведующего Международным отделом ЦК КПСС Анатолия Черняева пошла гулять версия о том, что Брежнев был против Игр. В своих воспоминаниях Черняев писал: « В начале 1976 года Брежнев был близок к тому, чтобы отказаться от принятия Игр. По телевизору говорили про предстоящую Олимпиаду. Брежнев говорит: «Кто предложил устраивать ее в Москве?! Это же глупость! Угрохаем кучу денег, а зачем?» Косыгин волновался. Русаков, помощник Генсека, сказал: «Мы слишком далеко зашли, отменить— шум будет невероятный». Я добавил: «Припишут наш отказ тяжелому экономическому положению». Брежнев отреагировал так: «Конечно, не завтра надо отказаться. Нужно выбрать удобный момент, подготовиться пропагандистски. Но отменить эту Олимпиаду у нас надо обязательно».
Но впоследствии Брежнев только поддерживал Игры, выступал на открытии, болел за наших.

Считалось, что Леонид Ильич Брежнев был против проведения Олимпиады в Москве
GLOBAL LOOK PRESS
Финансы - не поют романсы?
В марте 1979 года Центральное статистическое управление подсчитало — затраты на строительство спорткомплексов и прочих сооружений приближаются к 1457,9 млн. рублей. Изначально планировалось потратить 356,5 млн. Для частичного покрытия запустили лотерею «Спринт», массово выпускали продукцию с символикой Игр. Впоследствии, по официальной информации, московская Олимпиада практически вышла в ноль— смету смогли покрыть почти на 90% за счет доходов от всех источников — от билетов до сувенирки и рекламы.
Эксцессы Игр
Директор Олимпийского комплекса в Крылатском Дмитрий Каменев впоследствии вспоминал:
- Некоторые работники милиции, иногородние, вырывали с мясом шнуры телефонов, с аппаратами тащили оборудование, лампочки вывинчивали! Когда я поднял вопрос о пропаже 79 аппаратов, руководство милиции мне ответило, что в гостинице «Космос» на 300 тысяч рублей всего вынесли, а я с такими мелочами обращаюсь. Все — под списание!
Мишка улетел
3 августа 1980 года в 21:00 по московскому времени 8-метровый прорезиненный Мишка олимпийский, наполненный гелием, из чаши Лужников поднялся на несколько сот метров. Он летал более часа , после чего приземлился на Ленинских горах. В 80-е годы он был выставлен в павильоне «Юный техник» на ВДНХ.
Игры рекордов
36 мировых, 39 европейских и 74 олимпийских рекорда было установлено на Играх-80 спортсменами со всех пяти континентов, золотые медали завоевали атлеты из 25 стран (80 наград — олимпийцы из большинства республик СССР).






































