Выборы в Норвегии показали запрос общества на умеренную критику России и дозированную поддержку Украины

В Норвегии прошли парламентские выборы, по итогам которых премьер Йонас Гар Стере сохранит свой пост. Неприятности нам эта страна доставляет немало, однако к радикальным русофобам ее не причислить. Выборы показали запрос норвежцев скорее на умеренную критику России и дозированную поддержку Украины. Крайне антироссийские силы проиграли, а в парламенте даже нашлось место укроскептикам. В других странах Северной Европы дело для России обстоит значительно хуже

Выборы в Норвегии показали запрос общества на умеренную критику России и дозированную поддержку Украины

Фото: Ole Berg-Rusten/NTB/picture alliance

Про­шед­шие 8 сен­тяб­ря в Нор­ве­гии выбо­ры не вызва­ли в Рос­сии осо­бо­го инте­ре­са. Меж­ду тем речь идет о сосед­нем с нами госу­дар­стве — при­чем госу­дар­стве бога­том, с кото­рым у нас име­ют­ся мно­же­ство точек пере­се­че­ния и в хоро­шем, и в пло­хом смыс­ле. И от того, насколь­ко «буй­ны­ми» ока­жут­ся руко­во­ди­те­ли в Осло, во мно­гом зави­сит спо­кой­ствие жите­лей Мур­ман­ска, Архан­гель­ска и Пет­ро­за­вод­ска. А так­же спо­кой­ная рабо­та наших рыба­ков в Барен­це­вом море, уче­ных и гор­ня­ков на Шпиц­бер­гене.

Ново­сти послед­не­го вре­ме­ни, при­хо­див­шие из Нор­ве­гии, осо­бо­го опти­миз­ма не вну­ша­ли. Нор­веж­цы при­сту­пи­ли к мили­та­ри­за­ции Шпиц­бер­ге­на, уста­но­вив там спут­ни­ко­вую стан­цию сле­же­ния SvalSat. Они огра­ни­чи­ли транс­порт­ное сооб­ще­ние с архи­пела­гом, из-за чего паром из Мур­ман­ска пре­вра­ща­ет­ся в сво­е­го рода «доро­гу жиз­ни». Мно­гим рос­сий­ским ком­па­ни­ям анну­ли­ро­ва­ли лицен­зии на лов рыбы в нор­веж­ских водах, хотя такое пра­во суще­ство­ва­ло даже в годы холод­ной вой­ны.

Нор­ве­гия нара­щи­ва­ет воен­ные рас­хо­ды, пре­вра­ща­ясь в «север­ный басти­он» НАТО. Впер­вые за 43 года в при­гра­нич­ной с Рос­си­ей про­вин­ции Фин­н­марк созда­ли воен­ную бри­га­ду быст­ро­го реа­ги­ро­ва­ния. Нор­веж­ские про­ти­во­ко­ра­бель­ные раке­ты NSM и зенит­но-ракет­ные ком­плек­сы NASAMS пото­ком идут на Укра­и­ну, при­чи­няя ущерб рос­сий­ским воен­ным. К тому же руко­вод­ство коро­лев­ства объ­яви­ло о выде­ле­нии почти $150 млн для закуп­ки аме­ри­кан­ско­го воору­же­ния для Укра­и­ны.

Нор­ве­гия — пря­мой кон­ку­рент Рос­сии на энер­ге­ти­че­ском рын­ке Евро­пы. Ранее ее доля на газо­вом рын­ке ЕС состав­ля­ла око­ло чет­вер­ти, сего­дня — более 30%. В силу это­го севе­ряне заин­те­ре­со­ва­ны в умень­ше­нии наше­го при­сут­ствия — хотя их воз­мож­но­сти по замене рос­сий­ско­го топ­ли­ва огра­ни­че­ны. Нако­нец, Нор­ве­гия, хоть и не вхо­дит в Евро­со­юз, но тес­ней­шим обра­зом коор­ди­ни­ру­ет с ним всю свою внеш­нюю поли­ти­ку. В первую оче­редь это каса­ет­ся как раз санк­ци­он­но­го дав­ле­ния на Рос­сию и помо­щи Укра­ине.

Впро­чем, делать из Нор­ве­гии ради­каль­но русо­фоб­скую стра­ну было бы невер­но. Она не зашла по этой части столь же дале­ко, как ее сосе­ди из Дании, Шве­ции и Фин­лян­дии. Свер­нуть отно­ше­ния с Рос­си­ей там хочет око­ло трех чет­вер­тей насе­ле­ния (у сосе­дей, по неко­то­рым дан­ным, — более 80%). Санк­ции под­дер­жи­ва­ет поряд­ка 60% (у сосе­дей — за 70%). Готов­ность и даль­ше воору­жать Укра­и­ну по пол­ной про­грам­ме выска­за­ло око­ло поло­ви­ны нор­веж­цев и при­мер­но по две тре­ти дат­чан, шве­дов и фин­нов.

Несмот­ря на санк­ции и обру­ше­ние наших отно­ше­ний, они все-таки не обну­ли­лись. Сме­шан­ная комис­сия по рыбо­лов­ству рабо­та­ет, Шпиц­бер­ген для рос­сий­ских судов не бло­ки­ро­ван. Рос­сий­ские рыбо­ло­вец­кие суда могут захо­дить в нор­веж­ский порт Тром­се — в то вре­мя как доступ в пор­ты стран Евро­со­ю­за им закрыт. Лов­ля рыбы в тер­ри­то­ри­аль­ных водах друг дру­га про­дол­жа­ет­ся — хотя чис­ло огра­ни­че­ний, вво­ди­мых нор­веж­ца­ми, уве­ли­чи­ва­ет­ся. Сло­вом, все совсем не хоро­шо, но на фоне дру­гих стран Запа­да не так уж и пло­хо.

Весь вопрос заклю­чал­ся в том, сохра­нит ли Нор­ве­гия этот «усред­нен­ный» и даже где-то смяг­чен­ный по евро­пей­ским мер­кам курс или же при­со­еди­нит­ся к сво­им скан­ди­нав­ским сосе­дям. Пред­ва­ри­тель­ный рас­клад опти­миз­ма не вну­шал: круп­ных поли­ти­че­ских сил, настро­ен­ных на сотруд­ни­че­ство с Рос­си­ей, в сосед­нем коро­лев­стве нет. Все они под­дер­жи­ва­ют санк­ции, все гото­вы помо­гать Укра­ине. Одна­ко, как это часто быва­ет, дета­ли все-таки име­ют зна­че­ние. И на повер­ку все ока­за­лось не столь пло­хо.

Наи­бо­лее русо­фоб­ской поли­ти­че­ской силой Нор­ве­гии сто­ит при­знать Либе­раль­ную пар­тию («Вен­стре»). Эти гото­вы разо­рвать с Рос­си­ей все свя­зи, отпра­вить на Укра­и­ну нор­веж­ские вой­ска, зани­мать­ся исклю­чи­тель­но внеш­ней поли­ти­кой в ущерб внут­рен­ней. Почти столь же непри­ми­ри­ма к Рос­сии Зеле­ная пар­тия — раз­ве что она дела­ет поправ­ку на отдель­ные про­ек­ты в Арк­ти­ке. Но выяс­ни­лось, что ради­каль­ная русо­фо­бия сре­ди нор­веж­цев не очень вос­тре­бо­ва­на. Пер­вые набра­ли 3,6%, вто­рые — 4,7%.

Почти до такой же сте­пе­ни уже­сто­чи­ла рито­ри­ку быв­шая пра­вя­щая Кон­сер­ва­тив­ная пар­тия («Хей­ре», на деле — ско­рее либе­рал-кон­сер­ва­то­ры) во гла­ве с быв­шим пре­мье­ром Эрной Суль­берг. Они руга­ли лево­цен­трист­ское пра­ви­тель­ство за излиш­нюю «мяг­ко­те­лость» к Рос­сии, заяв­ля­ли о жела­нии боль­ше уве­ли­чи­вать воен­ные рас­хо­ды. Итог — 14,6%, самый низ­кий резуль­тат за мно­го лет. Поряд­ка 23% за ради­каль­но анти­рос­сий­ские силы — сред­не­ев­ро­пей­ский резуль­тат, гово­ря­щий о том, что ста­но­вить­ся русо­фоб­ски­ми «яст­ре­ба­ми» нор­веж­цы не гото­вы.

Эко­ло­ги­стов из Соци­а­ли­сти­че­ской левой пар­тии, Пар­тию цен­тра и уль­тра­кон­сер­ва­то­ров из пар­тии хри­сти­ан­ских демо­кра­тов тоже нель­зя назвать про­рос­сий­ски­ми. Они высту­па­ют за рост воен­ных рас­хо­дов, за помощь Укра­ине — но в разум­ных коли­че­ствах. Ско­рее это усред­нен­ный по евро­пей­ским мер­кам вари­ант. Все они боль­ше сосре­до­то­чи­лись на темах нор­веж­ской внут­рен­ней поли­ти­ки, что поз­во­ли­ло им набрать 5,5%, 5,6% и 4,2% голо­сов соот­вет­ствен­но. Поряд­ка 15% голо­сов на всех «уме­рен­ных кри­ти­ков».

Побе­ди­те­лем выбо­ров с 28,2% голо­сов ста­ла Рабо­чая пар­тия во гла­ве с пре­мье­ром Йона­сом Гаром Сте­ре, кото­рый сохра­нит власть на бли­жай­шие четы­ре года. Ее мож­но счи­тать «сред­ним, немно­го смяг­чен­ным» по евро­пей­ским мер­кам вари­ан­том. Сте­ре гово­рит о росте воен­ных рас­хо­дов, о помо­щи Укра­ине, об угро­зе Рос­сии — но дела­ет это доста­точ­но сдер­жан­но. Оче­вид­но, что подоб­ный курс на сле­до­ва­ние общей линии Запа­да с «точеч­ным сотруд­ни­че­ством» про­дол­жит­ся, и он отно­си­тель­ное боль­шин­ство нор­веж­цев устра­и­ва­ет.

Свы­ше 5% голо­сов набра­ла ради­каль­ная левая пар­тия «Крас­ные». Она доль­ше дру­гих отка­зы­ва­лась от под­держ­ки воору­же­ния Укра­и­ны, но сда­лась, после того как ее нача­ли клей­мить «аген­та­ми Крем­ля». Но все же она и сего­дня кажет­ся наи­бо­лее бла­го­склон­но отно­ся­щей­ся к Рос­сии нор­веж­ской поли­ти­че­ской силой. Она и воору­жать Укра­и­ну гото­ва осто­рож­но, и НАТО за излиш­нюю воин­ствен­ность кри­ти­ку­ет, и боль­ше гово­рит о внут­рен­них про­бле­мах. Сло­ва о Рос­сии она ско­рее про­из­но­сит дежур­ные — ина­че пар­тии гро­зят непри­ят­но­сти.

Отдель­но отме­тим успех пра­вой анти­им­ми­грант­ской Пар­тии про­грес­са. 23,9% — самый высо­кий резуль­тат в исто­рии и твер­дое вто­рое место. За нее голо­со­ва­ли вви­ду про­блем с выход­ца­ми из стран Ближ­не­го Восто­ка, кото­рых так и не полу­чи­лось долж­ным обра­зом инте­гри­ро­вать в нор­веж­ское обще­ство. А здесь еще обра­зо­ва­лись новые пре­тен­ден­ты на посо­бия в лице бежен­цев из Укра­и­ны. Мно­гим нор­веж­ским под­дан­ным это надо­е­ло, и они отда­ли пред­по­чте­ние пар­тии, чьей про­грамм­ной основ­ной явля­ет­ся сокра­ще­ние чис­ла мигран­тов.

Что каса­ет­ся Рос­сии, то Пар­тия про­грес­са и ее лидер Силь­ви Лист­ха­уг сим­па­тий к ней не пита­ют. Есть в пар­тии более лояль­ное к нам кры­ло, но оно нахо­дит­ся в явном мень­шин­стве… Тем не менее «про­грес­си­сты» высту­па­ют за уме­рен­ное воору­же­ние Укра­и­ны, наста­и­ва­ют на выдво­ре­нии боль­шин­ства укра­ин­цев и тем более ближ­не­во­сточ­ных мигран­тов. И ста­вят во гла­ву угла не Рос­сию, а совсем дру­гие про­бле­мы. Сло­вом, в плане отно­ше­ний с нами речь тоже идет о неко­ем усред­нен­ном по евро­пей­ским мер­кам вари­ан­те.

Общий итог таков. Если брать отно­ше­ние к Рос­сии, то русо­фо­бы полу­чи­ли в сум­ме 23% (а самые воин­ствен­ные из них — толь­ко 8%). Сто­рон­ни­ки сред­ней по ЕС и НАТО линии набра­ли 39%, немно­го смяг­чен­ной — 28%. И еще 5% полу­чи­ла пар­тия, кото­рую мож­но счи­тать скры­ты­ми укрос­кеп­ти­ка­ми, что на фоне дру­гих госу­дарств совер­шен­но не рав­но нулю. Тем самым Нор­ве­гия под­твер­ди­ла репу­та­цию стра­ны более уме­рен­ной, чем ее скан­ди­нав­ские сосе­ди. Опло­том русо­фо­бии она так и не ста­ла.

К угро­зам и непри­ят­но­стям, кото­рые исхо­дят от север­но­го коро­лев­ства, Рос­сии необ­хо­ди­мо отне­стись со всей серьез­но­стью. Перед нами совсем не послед­няя и бога­тая стра­на, совер­шен­но не настро­ен­ная пока на улуч­ше­ние отно­ше­ний. Тем не менее опас­ность со сто­ро­ны Нор­ве­гии нахо­дит­ся «в рам­ках», и осо­бо горя­чие голо­вы в руко­вод­стве наше­го севе­ро-запад­но­го сосе­да не появят­ся. Мест­ное обще­ство к нам настро­е­но кри­тич­но, но не сверхво­ин­ствен­но. По нынеш­ним евро­пей­ским мер­кам — уже непло­хо.

Вадим Тру­ха­чев, газе­та «Изве­стия»

Кон­стан­ти­нов назвал «тупи­ко­вой» идею Мак­ро­на о вво­де войск на Укра­и­ну