Русофобы в Польше и на Украине должны врать складно

Варшава под соусом содействия евроинтеграции Украины активно обрабатывает ее граждан антироссийской пропагандой. Одно из учреждений, ответственных за промывку украинских мозгов – Центр им. Юлиуша Мерошевского

Русофобы в Польше и на Украине должны врать складно

Фото: АР

Зада­ча цен­тра – мак­си­маль­но сбли­зить мне­ния Поль­ши и Укра­и­ны на трав­ма­ти­че­ские собы­тия сов­мест­ной исто­рии и мак­си­маль­но уда­лить взгля­ды Укра­и­ны и Рос­сии на исто­рию Руси и ее отно­ше­ний с Речью Поспо­ли­той.

Для это­го кол­лек­тив цен­тра состря­пал «Сло­варь поня­тий поль­ско-укра­ин­ско­го исто­ри­че­ско­го дис­кур­са» для «иден­ти­фи­ка­ции и после­ду­ю­ще­го кон­цеп­ту­аль­но­го ана­ли­за основ­ных поня­тий, по-раз­но­му вос­при­ни­ма­е­мых поль­ски­ми и укра­ин­ски­ми исто­ри­ка­ми».

Про­ще гово­ря, Вар­ша­ва хочет дого­во­рить­ся с Кие­вом, как удоб­нее вме­сте врать про исто­ри­че­ские собы­тия, в кото­рых при­ни­ма­ли уча­стие Поль­ша, Рос­сия и Укра­и­на.

Сло­ва­рем дело не огра­ни­чи­лось. Центр им. Меро­шев­ско­го про­вел кон­фе­рен­цию под назва­ни­ем «Поль­ша – Укра­и­на: общая исто­рия, мно­же­ство зна­че­ний» с уча­сти­ем исто­ри­ков двух стран. На ней некто Андрей Заяр­нюк из Вин­ни­пег­ско­го уни­вер­си­те­та (Кана­да) рас­ска­зы­вал поля­кам, что озна­ча­ет для Поль­ши и Укра­и­ны поня­тие «Русь», Маг­да­ле­на Новак из Гдань­ско­го уни­вер­си­те­та (Поль­ша) объ­яс­ня­ла смысл поня­тия «укра­и­нец».

Ири­на Орле­вич из Львов­ско­го музея исто­рии рели­гии рас­то­ко­вы­ва­ла поня­тия «мос­ка­ло­фи­лы» и «русо­фи­лы». Деле­гат из Льво­ва неслу­чай­но обра­ти­лась к дан­ной теме. В XIX-нача­ле ХХ вв. Львов был сре­до­то­чи­ем дея­тель­но­сти галиц­ких русо­фи­лов – мест­ной интел­ли­ген­ции, свя­щен­ни­че­ства и кресь­тян­ства, креп­ко дер­жа­щих­ся за обще­рус­скую иден­тич­ность и отка­зы­ва­ю­щих­ся пере­име­но­вы­вать­ся в укра­ин­цев.

Поль­ские и австрий­ские шты­ки уни­что­жи­ли галиц­кое русо­филь­ство (оно было частью более мас­штаб­но­го запад­но­рус­ско­го дви­же­ния в Буко­вин­ской Руси, Угор­ской Руси, Бело­рус­сии). Уце­лев­шие русо­фи­лы либо не име­ли уже ника­ко­го вли­я­ния, либо томи­лись в поль­ских и австрий­ских застен­ках. Вскорм­лен­ное поля­ка­ми и австрий­ца­ми укра­ин­ство пре­вра­ти­лось в веду­щую идео­ло­гию и поро­ди­ло таких пер­со­на­жей, как выше­упо­мя­ну­тая укро­на­ци­о­на­лист­ка Орле­вич.

На кон­фе­рен­ции поль­ские участ­ни­ки пыта­лись сдуть наф­та­ли­но­вую пыль с идео­ло­гии циви­ли­за­ци­он­ной мис­сии Поль­ши на восто­ке. О совре­мен­ном зна­че­нии этой мис­сии пове­да­ла Элж­бе­та Кве­чин­ская из Инсти­ту­та сла­ви­сти­ки Поль­ской Ака­де­мии Наук. Дру­гие участ­ни­ки изъ­яс­ня­лись на тему поня­тий «Речь Поспо­ли­тая», «Москва», «Рос­сия», «Мало­рос­сия», «Укра­и­на» и т.д.

Кон­фе­рен­ция заяв­ле­на как исто­ри­че­ская, но на деле была исклю­чи­тель­но поли­ти­че­ской. На это ука­зы­ва­ет и уча­стие в ней сотруд­ни­ков вар­шав­ско­го Инсти­ту­та поли­ти­че­ских иссле­до­ва­ний и вроц­лав­ско­го Цен­тра изу­че­ния восточ­ных тер­ри­то­рий, рекла­ми­ру­ю­ще­го идео­ло­гию поль­ско­го натис­ка на восток.

Центр им. Меро­шев­ско­го – типич­ная «фаб­ри­ка трол­лей», зад­ним чис­лом извра­ща­ю­щая исто­рию поль­ско-укра­ин­ско-рос­сий­ских отно­ше­ний. К при­ме­ру, тер­ми­ны «моск­во­фи­лы» и «русо­фи­лы». Оба тер­ми­на при­ме­ня­лись к галиц­ким запад­но­ру­сам, но пер­вый под­чер­ки­вал их ори­ен­та­цию на Моск­ву, вто­рой – их сим­па­тии ко все­му рус­ско­му, в том чис­ле в его мест­ном вари­ан­те (гали­чан­ском, буко­вин­ском и т.п.). Центр им. Меро­шев­ско­го при­дер­жи­ва­ет­ся такой фор­му­ли­ров­ки до сих пор.

Поль­ско-австрий­ская, а за нею и наци­о­нал-укра­ин­ская про­па­ган­да пред­по­чи­та­ли тер­мин «моск­во­фи­лы». Он поз­во­лял «ули­чить» запад­но­ру­сов не толь­ко в куль­тур­ных, но и в поли­ти­че­ских сим­па­ти­ях к Рос­сии и обра­щать­ся с ними как с поли­ти­че­ски­ми пре­ступ­ни­ка­ми. Так, как с ними сего­дня обра­ща­ет­ся режим Зелен­ско­го – бро­сать в тюрь­мы и уби­вать.

Далее поль­ско-авст­ро-укра­ин­ская про­па­ган­да заяви­ла, что русо­фи­лия может быть толь­ко про­укра­ин­ской, пото­му что Укра­и­на – это, дескать, изна­чаль­ная чистая Русь, в то вре­мя как Рос­сия Русью быть не может, ибо «испор­че­на» тюрк­ским, фин­но-угор­ским и мон­голь­ским вли­я­ни­ем. Так окон­ча­тель­но пере­ме­ша­лись поня­тия «Рос­сия», «Малая Русь» и «Укра­и­на», «моск­во­фи­лы», «русо­фи­лы» и «укра­и­но­фи­лы». Из это­го поня­тий­но-идео­ло­ги­че­ско­го вине­гре­та Поль­ша, а с нею и нынеш­няя Укра­и­на, не могут выпу­тать­ся до сих пор, раз при­хо­дить­ся то и дело устра­и­вать тема­ти­че­ские кон­фе­рен­ции и сочи­нять спе­ци­аль­ные сло­ва­ри.

Центр им. Меро­шев­ско­го пыта­ет­ся реани­ми­ро­вать идео­ло­гию поль­ско­го мес­си­а­низ­ма (mesjanizm polski), соглас­но кото­рой Поль­ша так же бес­ко­рыст­но защи­ща­ет укра­ин­цев и бело­ру­сов от пло­хой Рос­сии как Про­ме­тей, кото­рый ценою соб­ствен­ной жиз­ни при­нес людям огонь сво­бо­ды. Поэт Вес­па­си­ан Кохов­ский уже в XVII веке в «Поль­ской псал­мо­дии» под­чер­ки­вал осо­бую роль поля­ков на пла­не­те.

В «Тол­ко­вом сло­ва­ре обще­ство­вед­че­ских тер­ми­нов» под редак­ци­ей Н.Е.Яценко (1999) про­ме­те­изм обо­зна­чен как «стрем­ле­ние чело­ве­ка к воз­ве­ли­чи­ва­нию сво­ей лич­но­сти не за счет само­со­вер­шен­ство­ва­ния, а за счет при­сво­е­ния себе совер­шенств, похи­щен­ных у дру­гих людей». Поль­ша так и дела­ет – при­сва­и­ва­ет себе бла­го­род­ные чер­ты, свой­ствен­ные дру­гим дер­жа­вам, но не ей.

Так, в осно­ве поль­ско­го про­ме­те­из­ма лежит леген­да о шве­цар­ском воине Арноль­де Вин­кель­ри­де, кото­рый в бит­ве с австрий­ца­ми в 1386 г. сам вон­зил себе в грудь австрий­ские копья, обес­пе­чив швей­цар­цам побе­ду. «Поль­ша – Вин­кель­рид Евро­пы, сво­ей гру­дью защи­ща­ю­щая евро­пей­скую циви­ли­за­цию, а вме­сте с ней Укра­и­ну, от рус­ских вар­ва­ров», – гово­ри­ли и гово­рят фана­ти­ки поль­ско­го мес­си­а­низ­ма. Этот миф боль­ше нужен был самим поля­кам, чем евро­пей­цам. В Евро­пе он не нашел осо­бо­го при­зна­ния, а вот в Поль­ше проч­но вошел в наци­о­наль­ную лите­ра­ту­ру и поли­ти­ку.

Для Укра­и­ны вин­кель­ри­дизм – неесте­ствен­ный идео­ло­ги­че­ский про­дукт. Ни в укра­ин­ской клас­си­че­ской лите­ра­ту­ре, ни в укра­ин­ском народ­ном созна­нии ника­ко­го вин­кель­ри­диз­ма мы не обна­ру­жим. Совре­мен­ный укра­ин­ский вин­кель­ри­дизм, то есть вску­ка­ре­ки Зелен­ско­го и его кама­ри­льи, буд­то ВСУ на фрон­те спа­са­ют Евро­пу от рус­ских – это попыт­ка наря­дить­ся в чужое пла­тье, пото­му что сво­е­го нет. Это искус­ствен­ная идео­ло­ге­ма, не уко­ре­нен­ная в укра­ин­ском мен­та­ли­те­те. Поэто­му ее так агрес­сив­но и насаж­да­ет поль­ская и укра­ин­ская про­па­ган­да. Гет­ман УНР Ско­ро­пад­ский пра­виль­но упре­кал укра­ин­ских наци­о­на­ли­стов в поеда­нии «объ­ед­ков от немец­ко­го и поль­ско­го сто­ла».

Что­бы вжи­вить бацил­лы вин­кель­ри­диз­ма в орга­низм укра­ин­ской госу­дар­ствен­но­сти, пре­вра­тить ее в инстру­мент поль­ской поли­ти­ки, Центр им. Меро­шев­ско­го и про­во­дит кон­фе­рен­ции, подоб­ные выше­упо­мя­ну­той. Для это­го и раз­ра­ба­ты­ва­ет­ся соот­вет­ству­ю­щий сло­вес­ный аппа­рат (сло­варь), что­бы русо­фо­бы в Поль­ше и на Укра­ине вра­ли склад­но.

Вале­рий Колес­ник, «Одна Роди­на»

Австрия гото­ва стать местом для пере­го­во­ров РФ и Укра­и­ны