Третья мировая уже идет, пока в экономическом формате

Трудности достижения договоренности по урегулированию на Украине, на что не раз обращала внимание Москва, очевидны не только в преломлении к тупиковой ситуации с исчерпавшим свою легитимность режимом в Киеве, но и ввиду неготовности западных столиц, прежде всего европейских, загнавших себя в риторический тупик, принять свое неизбежное поражение в этой попытке решить «русский вопрос». Поможет ли более широкий контекст или его кардинальная трансформация выйти на долгосрочное решение проблемы, прочное мирное урегулирование с обращением к первоистокам кризиса на Украине? Одним из последних, как это становится все более очевидным, является состояние Запада как общества, цивилизации и политического/геополитического сообщества

Третья мировая уже идет, пока в экономическом формате

Изоб­ра­же­ние: © РИА Ново­сти / сге­не­ри­ро­ва­но ИИ

То, что запад­ное обще­ство пере­жи­ва­ет кри­зис, сопо­ста­ви­мый с тем, кото­рый при­вел к Пер­вой миро­вой войне, вряд ли у кого-то вызы­ва­ет сомне­ния. Тому сви­де­тель­ства дают недав­ние демон­стра­ции и акции ино­го рода во Фран­ции и Вели­ко­бри­та­нии, в целом рост попу­ляр­но­сти вне­си­стем­ных, аль­тер­на­тив­ных поли­ти­че­ских сил и дви­же­ний повсю­ду в Евро­пе, вклю­чая Гер­ма­нию. Канц­лер Фри­дрих Мерц при­знал, что на под­дер­жа­ние «госу­дар­ства все­об­ще­го бла­го­со­сто­я­ния» уже про­сто нет средств. Соот­вет­ствен­но, меж­ду мас­лом и пуш­ка­ми при­хо­дит­ся выби­рать послед­ние под пред­ло­гом «рос­сий­ской угро­зы», в кото­рую, кста­ти, не верит Дональд Трамп, в лице кото­ро­го кон­сер­ва­тив­ный сег­мент аме­ри­кан­ско­го истеб­лиш­мен­та сде­лал выбор в поль­зу «рево­лю­ции здра­во­го смыс­ла».

Одним сло­вом, Евро­па про­шла по кру­гу, вый­дя на созда­ние соци­аль­но ори­ен­ти­ро­ван­ной эко­но­ми­ки ценой двух миро­вых войн и рус­ской рево­лю­ции («соци­а­ли­за­ция» эко­но­ми­ки осу­ществ­ля­лась в после­во­ен­ный пери­од в том чис­ле в ответ на «вызов Совет­ско­го Сою­за»). И вот теперь — заме­тим, с раз­ва­лом СССР! — через логи­ку нео­ли­бе­раль­ной эко­но­ми­че­ской поли­ти­ки евро­пей­ские эли­ты при­хо­дят к ста­ро­му рецеп­ту реше­ния про­бле­мы назрев­шей кар­ди­наль­ной транс­фор­ма­ции обще­ства через вой­ну и мили­та­ри­за­цию эко­но­ми­ки и всей евро­пей­ской поли­ти­ки.

Круг замкнул­ся. Но не все так про­сто. По ито­гам двух миро­вых войн сло­жил­ся еди­ный исто­ри­че­ский Запад. Рос­сий­ское насле­дие ска­за­лось и тут: без реша­ю­ще­го уча­стия Совет­ско­го Сою­за в раз­гро­ме нацист­ской Гер­ма­нии и мили­та­рист­ской Япо­нии англо­сак­сы не смог­ли бы лик­ви­ди­ро­вать внут­ри­за­пад­ную бипо­ляр­ность на усло­ви­ях в том чис­ле аме­ри­кан­ской окку­па­ции обо­их сопер­ни­ков за лидер­ство в запад­ной циви­ли­за­ции и в миро­вой поли­ти­ке.

Теперь в запад­ном сооб­ще­стве назрел рас­кол — меж­ду реаль­но «ста­рой Евро­пой», где либе­раль­но-гло­ба­лист­ский эли­ты борют­ся за свое выжи­ва­ние на осно­ве врож­ден­ных инстинк­тов и ста­рых стра­те­гий, и Аме­ри­кой, кото­рая пози­ци­о­ни­ру­ет себя как сверх­дер­жа­ва XXI века, сбра­сы­ва­ю­щая око­вы гло­ба­ли­за­ции (она же гло­баль­ная импе­рия, эво­лю­ци­о­ни­ро­вав­шая в минус для самой мет­ро­по­лии) и рас­смат­ри­ва­ю­щая союз­ни­ков в каче­стве сво­е­го «инвест­фон­да» (соглас­но мини­стру финан­сов Скот­ту Бес­сен­ту). В Вашинг­тоне есть согла­сие в том, что глав­ная угро­за «аме­ри­кан­ско­му лидер­ству» (ина­че — «превосходству»/primacy в аме­ри­кан­ском лек­си­коне) исхо­дит из Китая. Там поня­ли, при­чем дав­но, что сдер­жи­вать одно­вре­мен­но Китай и Рос­сию (пре­сло­ву­тая «вой­на на два фрон­та») не смо­гут: соб­ствен­но, поэто­му попы­та­лись начать с Рос­сии. Но укра­ин­ский про­ект ока­зал­ся тем, чем был изна­чаль­но, — аван­тю­рой срод­ни двум гер­ман­ским. Отсю­да необ­хо­ди­мость при­знать пора­же­ние и идти даль­ше, разыг­ры­вая Моск­ву про­тив Пеки­на, или, ины­ми сло­ва­ми, доби­ва­ясь от нас «стра­те­ги­че­ской авто­но­мии» от Китая.

Одно­вре­мен­но, и это ста­ло понят­но по ходу укра­ин­ско­го кон­флик­та, неадек­ват­ным ока­зал­ся ресурс сило­во­го воз­дей­ствия на Рос­сию, а зна­чит, и на Китай, кото­рый уско­рен­но модер­ни­зи­ру­ет свою армию и по раз­ме­рам сил стра­те­ги­че­ско­го сдер­жи­ва­ния вый­дет на один уро­вень с Рос­си­ей и США уже в 2030 году. Таким обра­зом, на Укра­ине были поте­ря­ны не толь­ко вре­мя, но и рено­ме воен­но­го доми­ни­ро­ва­ния. Имен­но поэто­му став­ка дела­ет­ся на ком­плекс­ную эко­но­ми­че­скую и тех­но­ло­ги­че­скую изо­ля­цию Китая при одно­вре­мен­ной нор­ма­ли­за­ции отно­ше­ний с Рос­си­ей, на пути кото­рой сто­ит неза­вер­шен­ный кон­фликт Запа­да с нами на Укра­ине.

Пра­ви­ла при­ли­чия тре­бу­ют от Трам­па вый­ти из это­го кон­флик­та на путях его завер­ше­ния на усло­ви­ях Запа­да, то есть замо­ра­жи­ва­ния, что исклю­че­но, посколь­ку сила на сто­роне Рос­сии (а в душе аме­ри­кан­цы ува­жа­ют силу и пре­зи­ра­ют «сла­ба­ков») и Москва чет­ко дала понять, что с Кие­вом прак­ти­че­ски невоз­мож­но дого­во­рить­ся о пол­но­цен­ном мир­ном дого­во­ре, без кото­ро­го, заме­тим, не будет ника­ко­го пост­кон­фликт­но­го вос­ста­нов­ле­ния того, что оста­нет­ся от Укра­и­ны. Теперь решать Трам­пу, и он вво­дит тему сдер­жи­ва­ния Китая в укра­ин­ский вопрос, обу­слов­ли­вая воз­мож­ность новых анти­рос­сий­ских санк­ций вве­де­ни­ем союз­ни­ка­ми 50–100%-х тари­фов про­тив Китая и Индии. На это частич­но уже пошли Южная Корея и Мек­си­ка, но Япо­ния отка­за­лась — для нее, как и для ЕС, это смер­ти подоб­но, и там не гото­вы совер­шить эко­но­ми­че­ское хара­ки­ри. К это­му не гото­вы и США, обло­мав­шие зубы о фак­ти­че­скую моно­по­лию Пеки­на на пере­ра­бот­ку и экс­порт ред­ко­зе­мель­ных метал­лов, без кото­рых невоз­мож­но любое совре­мен­ное высо­ко­тех­но­ло­гич­ное про­из­вод­ство, начи­ная с авто­мо­би­лей.

От евро­пей­ских союз­ни­ков тре­бу­ют ни мно­го ни мало само­по­жерт­во­ва­ния, что начи­сто отсут­ству­ет в запад­ном циви­ли­за­ци­он­ном коде и миро­ощу­ще­нии. Удаст­ся ли Трам­пу чего-то добить­ся от них, пока­жут ито­ги его нынеш­не­го госви­зи­та в Вели­ко­бри­та­нию. Но с англи­ча­на­ми дав­ние, исто­ри­че­ские отно­ше­ния, вклю­чая их «осо­бый» харак­тер в после­во­ен­ный пери­од. Не исклю­че­но, что им будет пред­ло­же­но отка­зать­ся от «обще­го фрон­та» с кон­ти­нен­таль­ной Евро­пой и вой­ти в лоно англо­сак­сон­ско­го аль­ян­са с цен­тром в Вашинг­тоне. Тем более что Лон­дон уже сде­лал шаг в этом направ­ле­нии, вый­дя из Евро­со­ю­за.

Сюда сле­ду­ет доба­вить более глу­бо­кую исто­рию — тра­ди­цию «бле­стя­щей изо­ля­ции» и под­дер­жа­ния «евро­пей­ско­го рав­но­ве­сия» со сто­ро­ны в XIX веке. Меж­ду про­чим, в сво­ей Фул­тон­ской речи (март 1946 года), сде­лан­ной с пода­чи адми­ни­стра­ции Тру­ме­на, Уин­стон Чер­чилль гово­рил о «лидер­стве англо­языч­ных стран в сво­бод­ном мире». То есть англи­ча­нам надо толь­ко сме­стить акцен­ты в сво­ем тра­ди­ци­он­ном меж­ду­на­род­ном пози­ци­о­ни­ро­ва­нии и при­об­щить­ся к стра­те­гии исполь­зо­ва­ния ресур­сов кон­ти­нен­таль­ной Евро­пы как рас­ход­но­го мате­ри­а­ла в вос­со­зда­нии эко­но­ми­че­ской и тех­но­ло­ги­че­ской мощи Аме­ри­ки (тогда, кста­ти, надо будет про­сто при­знать, что аме­ри­кан­ская Вой­на за неза­ви­си­мость была лишь тре­тьим актом Англий­ской рево­лю­ции — после Слав­ной 1688 года, когда Лон­дон был окку­пи­ро­ван вой­ска­ми Виль­гель­ма Оран­ско­го).

Тогда англи­ча­нам надо будет отка­зать­ся от попы­ток полу­чить так­ти­че­ское ядер­ное ору­жие от Вашинг­то­на (авиа­ци­он­ные бом­бы), дабы быть на рав­ных с Фран­ци­ей в «ядер­ном сдер­жи­ва­нии» Рос­сии, что поста­вит еще одно пре­пят­ствие на пути аме­ри­ка­но-рос­сий­ской нормализации/перезагрузки. В Евро­пе долж­ны понять, что есть толь­ко один стра­те­ги­че­ский баланс — это меж­ду США и Рос­си­ей. И любые ядер­ные угро­зы нам (тут надо вспом­нить и наш неядер­ный и пото­му при­ме­ни­мый «Ореш­ник») не могут рас­смат­ри­вать­ся вне это­го кон­тек­ста, так как и НАТО, и аме­ри­кан­ские союз­ни­ки в отдель­но­сти — про­из­вод­ные от это­го балан­са. А в холод­ную вой­ну США пред­по­ла­га­ли при­ме­не­ние ТЯО толь­ко на тер­ри­то­рии Евро­пы по насту­па­ю­щим совет­ским вой­скам за пре­де­ла­ми соб­ствен­но тер­ри­то­рии СССР вви­ду того, что ина­че они рис­ко­ва­ли бы полу­че­ни­ем ответ­но­го уда­ра по сво­ей тер­ри­то­рии. И, как не раз заяв­ля­лось с рос­сий­ской сто­ро­ны, втор­гать­ся в Евро­пу мы не наме­ре­ны.

В Лон­доне долж­ны будут понять, что да, как это уже было два­жды в исто­рии, идет тре­тья миро­вая, толь­ко в фор­ма­те эко­но­ми­че­ской. Ина­че запад­ное обще­ство не пере­про­ши­ва­ет­ся. В эту логи­ку впи­сы­ва­ет­ся и то, что объ­еди­нен­ная Евро­па все­гда ока­зы­ва­лась анти­рос­сий­ской импе­ри­ей, будь то Напо­лео­нов­ская или Тре­тий рейх. Но нынеш­ний Евро­со­юз, как при­зна­ют сами нем­цы, пред­став­ля­ет собой «чет­вер­тый, эко­но­ми­че­ский рейх» Гер­ма­нии. И если у Евро­пы есть какие-то шан­сы на циви­ли­за­ци­он­ное выжи­ва­ние, то толь­ко под кры­лом и на усло­ви­ях англо­сак­сов. Все это пря­мо­ли­ней­но, хотя на деле мно­гое будет зака­му­фли­ро­ва­но, впро­чем, как и стрем­ле­ние Трам­па вый­ти из укра­ин­ско­го кон­флик­та без потерь. К тому же в США появи­лись при­зна­ки стаг­ф­ля­ции, и на про­хо­дя­щем засе­да­нии ФРС пред­сто­ит опре­де­лить, насколь­ко она реаль­на, на что будет ука­зы­вать реше­ние по став­ке рефи­нан­си­ро­ва­ния.

Опять, как у Бил­ла Клин­то­на 30 лет назад: «Все дело в эко­но­ми­ке!», толь­ко уже для Аме­ри­ки в гло­баль­ном мас­шта­бе. В усло­ви­ях тоталь­ной эко­но­ми­че­ской вой­ны Запа­да про­тив Рос­сии в фор­ме санк­ци­он­но­го дав­ле­ния не мог­ло быть ина­че: она ста­ла пред­те­чей и частью миро­вой. С куда более сла­бых пози­ций перед Вашинг­то­ном сто­ит зада­ча пере­клю­чить эко­но­ми­че­ское дав­ле­ние на Китай, отре­зая его от всех рын­ков, вклю­чая евро­пей­ский, при­том что рос­сий­ские энер­го­ре­сур­сы на этот раз рабо­та­ют не на Евро­пу (это был их осо­знан­ный выбор!), а на парт­не­ров по евразий­ской инте­гра­ции в рам­ках ШОС.

Алек­сандр Яко­вен­ко, РИА Ново­сти

Силы ПВО за ночь сби­ли 43 БПЛА ВСУ – Мино­бо­ро­ны