Запад провоцирует каперскую войну

Нефтяной танкер Virat дважды подвергался атакам безэкипажных катеров вблизи пролива Босфор. Один раз вместе с ним также горело судно Kairos. Западные СМИ утверждают, что танкер принадлежит «теневому флоту» России. Это расширяет число потенциальных подозреваемых

Запад провоцирует каперскую войну

Источ­ник фото: 123RF.com/nightman1965

На пер­вом месте, есте­ствен­но, Укра­и­на, кото­рая уже дав­но с помо­щью БЭК ведет вой­ну про­тив рос­сий­ско­го воен­но­го фло­та. Одна­ко вряд ли бы Киев решил­ся напасть на тор­го­вые суда, да еще вбли­зи одно­го из важ­ней­ших миро­вых транс­порт­ных узлов, соеди­ня­ю­щих Чер­ное и Сре­ди­зем­ное моря и кон­тро­ли­ру­е­мо­го Тур­ци­ей, без пря­мо­го одоб­ре­ния сво­их запад­ных союз­ни­ков: слиш­ком вели­ки как пря­мые, так и кос­вен­ные послед­ствия, при­чем для все­го мира. Укра­и­ны может уже и не быть, а ата­ка БЭК на тор­го­вые суда спо­соб­на деся­ти­ле­ти­я­ми зву­чать эхом, опре­де­ляя ситу­а­цию на мор­ских тор­го­вых путях.

Так что неваж­но, при­над­ле­жа­ли ли эти БЭК Укра­ине или бри­тан­цы с аме­ри­кан­ца­ми реши­ли вос­поль­зо­вать­ся соб­ствен­ны­ми или при­над­ле­жа­щи­ми тре­тьей стране. Джинн выпу­щен из бутыл­ки. И не толь­ко пото­му, что в эту игру мож­но играть вдво­ем.

Бри­та­ния вряд ли в дан­ном слу­чае наде­ет­ся остать­ся вне зоны ответ­ных дей­ствий. Понят­но, что исполь­зо­вать БЭК для под­ры­ва судо­ход­ства в откры­том оке­ане слож­нее, чем в закры­тых аква­то­ри­ях вро­де Чер­но­го, Бал­тий­ско­го, Сре­ди­зем­но­го, Бело­го, Крас­но­го, Жел­то­го, Япон­ско­го и всех китай­ских при­бреж­ных морей. Но пор­ты Вели­ко­бри­та­нии нахо­дят­ся в пря­мой дося­га­е­мо­сти для уда­ров БЭК с кон­ти­нен­та и/или с про­хо­дя­щих через Ла-Манш кораб­лей и судов. Еще опас­нее ситу­а­ция для судо­ход­ства может сло­жить­ся в вот­чине клас­си­че­ских пира­тов — Кариб­ском море, омы­ва­ю­щем бере­га десят­ков стран, во мно­гих из кото­рых дей­ству­ют как нар­ко­кар­те­ли, так и раз­но­го рода идей­ные пар­ти­за­ны. Угро­за аме­ри­кан­ским южным пор­там в Атлан­ти­ке оче­вид­на.

При этом БЭК, хоть и слож­нее самых про­стых воз­душ­ных бес­пи­лот­ни­ков, все же не тре­бу­ют высо­ко­тех­но­ло­гич­ных пред­при­я­тий для сво­е­го созда­ния. Про­бле­ма наве­де­ния, осо­бен­но на не слиш­ком длин­ных дистан­ци­ях так­же вполне реша­е­ма. То есть уста­но­вить наци­о­наль­ную при­над­леж­ность даже не взо­рвав­ше­го­ся БЭК дале­ко не все­гда воз­мож­но, осо­бен­но если про­из­во­ди­тель будет ее скры­вать целе­на­прав­лен­но.

Прак­ти­че­ски все стра­те­ги­че­ские гло­баль­ные мор­ские тор­го­вые пути, как бы дале­ко ни ухо­ди­ли они в откры­тый оке­ан, рано или позд­но про­хо­дят через узо­сти вро­де Бос­фо­ра. При этом прак­ти­че­ски все такие узкие места нахо­дят­ся в зоне дости­же­ния БЭК с побе­ре­жья десят­ков госу­дарств и/или сотен одно­вре­мен­но про­хо­дя­щих мимо судов. Более-менее защи­тим наци­о­наль­ны­ми сред­ства­ми раз­ве что Север­ный мор­ской путь. Осталь­ные могут быть бло­ки­ро­ва­ны.

Про­во­ка­ция «капер­ской вой­ны БЭК» на тор­го­вых путях гро­зит обру­шить всю гло­баль­ную мор­скую тор­гов­лю. Для это­го не надо топить все суда. Доста­точ­но сде­лать угро­зу суще­ствен­ной, что­бы рез­ко вырос­ла стра­хо­вая пре­мия, воз­на­граж­де­ние эки­па­жей, рас­хо­ды на меры без­опас­но­сти, уве­ли­чи­лось вре­мя достав­ки гру­зов. В резуль­та­те зна­чи­тель­ные объ­е­мы выпа­дут из гло­баль­ной тор­гов­ли как нерен­та­бель­ные. Кро­ме того, БЭК могут про­из­во­дить в боль­ших коли­че­ствах (или заку­пать) и неофи­ци­аль­но исполь­зо­вать друг про­тив дру­га десят­ки стран. Как извест­но, чем боль­ше спрос, тем дешев­ле и про­ще в исполь­зо­ва­нии ста­но­вит­ся тех­но­ло­гия. Пер­вые образ­цы АК-47 были сек­рет­ны и носи­лись в бре­зен­то­вых чех­лах, а сей­час с ними весь мир бега­ет, вплоть до самых нищих пле­мен, а не про­из­во­дит их толь­ко лени­вый. Нако­нец, укра­ин­ский воен­ный кри­зис, рав­но как вой­ны хуси­тов с сауди­та­ми и Изра­и­лем, про­де­мон­стри­ро­ва­ли, как лег­ко мож­но под при­кры­ти­ем сво­е­го прок­си-союз­ни­ка исполь­зо­вать про­тив тре­тьей стра­ны высо­ко­тех­но­ло­гич­ные воору­же­ния. Если Укра­и­на может «само­сто­я­тель­но» запус­кать аме­ри­кан­ские и евро­пей­ские раке­ты, тре­бу­ю­щие спут­ни­ко­во­го наве­де­ния, по целям в глу­бине Рос­сии, а хуси­ты отку­да-то доста­ют гипер­звук для ата­ки сво­их вра­гов, то что может поме­шать сома­лий­ским пира­там или колум­бий­ским нар­ко­ба­ро­нам «осво­ить» ана­ло­гич­ные тех­но­ло­гии в слу­чае с БЭК?

Хочу под­черк­нуть, что про­бле­ма не в том, что был ата­ко­ван тан­кер, тео­ре­ти­че­ски могу­щий при­над­ле­жать к «тене­во­му фло­ту» Рос­сии. Рос­сия преж­де все­го сухо­пут­ная дер­жа­ва, ее глав­ные тор­го­вые пути про­ло­же­ны внут­ри евразий­ско­го кон­ти­нен­та и надеж­но защи­ще­ны. Глав­ны­ми целя­ми «капер­ской вой­ны БЭК» могут стать Китай, Тай­вань, Япо­ния, обе Кореи, Филип­пи­ны, Вьет­нам, Таи­ланд, Мьян­ма, Тай­вань, Индия, неф­тя­ные монар­хии Зали­ва, Иран, Син­га­пур, Тур­ция, Индо­не­зия и стра­ны Кариб­ско­го, Сре­ди­зем­но­мор­ско­го, Севе­ро­мор­ско­го и Бал­тий­ско­го реги­о­нов.

Это либо тор­го­вые кон­ку­рен­ты США и Вели­ко­бри­та­нии, либо союз­ни­ки США, нахо­дя­щи­е­ся на пере­до­вых гео­по­ли­ти­че­ских пози­ци­ях и исполь­зу­е­мые в каче­стве плац­дар­ма для воен­но-поли­ти­че­ско­го дав­ле­ния на тор­го­во-эко­но­ми­че­ских кон­ку­рен­тов США.

В послед­ние годы Запад про­иг­ры­ва­ет не толь­ко финан­со­во-эко­но­ми­че­скую борь­бу, но и борь­бу за кон­троль миро­вой тор­гов­ли. Дол­лар и евро утра­чи­ва­ют пози­ции основ­ной и вспо­мо­га­тель­ной миро­вых валют и валют тор­го­вых рас­че­тов. Им на сме­ну актив­но выдви­га­ет­ся не рубль или рупия, а юань. Тра­ди­ци­он­ная для Запа­да тор­гов­ля со стра­на­ми Зали­ва, Латин­ской Аме­ри­ки, Юго-Восточ­ной Азии посте­пен­но пере­клю­ча­ет­ся на Китай. Китай­цы так­же актив­но осва­и­ва­ют Восточ­ное Сре­ди­зем­но­мо­рье, про­дви­га­ясь туда через Боль­шой Ближ­ний Восток.

Во всем китай­ском про­дви­же­нии мор­ские тор­го­вые пути име­ют пер­во­сте­пен­ное зна­че­ние. Сухо­пут­ные трансъ­евразий­ские тор­го­вые пути, свя­зы­ва­ю­щие кон­ти­нент в еди­ную эко­но­ми­че­скую Боль­шую Евра­зию, име­ют зна­че­ние фун­да­мен­та, но «ска­зоч­ный замок» гло­баль­ной при­быль­ной тор­гов­ли выстра­и­ва­ет­ся на этом фун­да­мен­те бла­го­да­ря кон­тро­лю над мор­ски­ми тор­го­вы­ми путя­ми. Не слу­чай­но Китай стро­ит флот, пре­вос­хо­дя­щий аме­ри­кан­ский по чис­лу вым­пе­лов и гото­вя­щий­ся пре­взой­ти по общей бое­вой мощи. Китаю надо кон­тро­ли­ро­вать пути, обес­пе­чи­ва­ю­щие сбыт его това­ров. Это Рос­сия может суще­ство­вать как автар­кия, Китай в слу­чае бло­ка­ды его тор­гов­ли быст­ро взо­рвет­ся изнут­ри.

В ходе укра­ин­ско­го воен­но­го кри­зи­са огра­ни­чен­но испы­тан­ные на Укра­ине запад­ные БЭК пока­за­ли свою высо­кую эффек­тив­ность в каче­стве сред­ства кон­тро­ля аква­то­рии, в кото­рой в целом гос­под­ству­ют флот и авиа­ция про­тив­ни­ка, бло­ка­ды пор­тов и созда­ния посто­ян­ной угро­зы местам бази­ро­ва­ния даже воен­но­го фло­та. Рос­сий­ские моря­ки посте­пен­но научи­лись бороть­ся с угро­зой БЛА, но на нет ее све­сти не уда­лось.

Надо иметь в виду, что воен­ный флот в закры­той аква­то­рии, в рам­ках кото­рой он осу­ществ­ля­ет гос­под­ство, име­ет впе­чат­ля­ю­щие воз­мож­но­сти борь­бы с БЭК про­тив­ни­ка. Тем не менее, как ска­за­но выше, пол­но­стью ниве­ли­ро­вать угро­зу БЭК на Чер­ном море не уда­лось. Но для воен­ных отра­же­ние напа­де­ния — есте­ствен­ное заня­тие. Тор­го­вый флот к реше­нию этой зада­чи не при­спо­соб­лен. Любые меры по уси­ле­нию без­опас­но­сти тор­го­вых пор­тов и при­ле­га­ю­щей аква­то­рии немед­лен­но ска­жут­ся на ско­ро­сти и сто­и­мо­сти достав­ки това­ров, при этом угро­за БЭК оста­нет­ся высо­кой.

Запад не про­сто не боит­ся «игры вдво­ем» в «капер­скую вой­ну БЭК». Он эту вой­ну про­во­ци­ру­ет, созна­тель­но доби­ва­ясь пара­ли­за­ции миро­вой мор­ской тор­гов­ли.

Мож­но ска­зать, что это уда­рит по само­му Запа­ду. Уда­рит, но не так силь­но, как хоте­лось бы. Как ска­за­но выше, Запад уже усту­пил Китаю пер­вен­ство в тор­гов­ле и даль­ше будет толь­ко терять пози­ции. Меж­ду тем пра­ви­ла гео­по­ли­ти­че­ской борь­бы тре­бу­ют поста­рать­ся уни­что­жить меха­низм, кото­рый при­но­сит при­быль не тебе, а тво­е­му гео­по­ли­ти­че­ско­му про­тив­ни­ку. Когда мор­ская тор­гов­ля явля­лась англо­сак­сон­ской моно­по­ли­ей, в ходе двух миро­вых войн Гер­ма­ния пыта­лась вести про­тив нее вой­ну с помо­щью под­вод­но­го фло­та. Сей­час Запад пыта­ет­ся нане­сти удар по миро­вой мор­ской тор­гов­ле, моно­по­лия на кон­троль кото­рой посте­пен­но пере­хо­дит к Китаю.

Мы неод­но­крат­но гово­ри­ли о том, что пара­ли­за­ция китай­ской тор­гов­ли неиз­беж­но вверг­нет Пекин в финан­со­во-эко­но­ми­че­ский, а затем в соци­аль­ный и поли­ти­че­ский кри­зи­сы. Изо­ля­ция Китая легаль­ны­ми сред­ства­ми у англо-аме­ри­кан­цев не полу­чи­лась, поче­му бы не попро­бо­вать прок­си-пират­ство, ведут же они сухо­пут­ную прок­си-вой­ну с Рос­си­ей.

Понят­но, что ожи­дать сотен атак БЭК на мор­ских путях пря­мо зав­тра не при­хо­дит­ся. Но и рас­счи­ты­вать на то, что для их орга­ни­за­ции пона­до­бят­ся деся­ти­ле­тия не сто­ит. Как пока­зы­ва­ет опыт раз­ви­тия тех­но­ло­гий БЛА в ходе укра­ин­ско­го воен­но­го кри­зи­са, мож­но в счи­тан­ные меся­цы (в пару-трой­ку лет) добить­ся пере­хо­да от еди­нич­ных атак к мас­штаб­но­му при­ме­не­нию, меня­ю­ще­му весь рису­нок кон­флик­та и тре­бу­ю­ще­му поис­ка адек­ват­ных ответ­ных мер, кото­рые не все­гда нахо­дят­ся так быст­ро, как хоте­лось бы.

То, что инци­ден­ты с ата­ка­ми БЭК тор­го­вых судов про­изо­шли в рай­оне Бос­фо­ра, тор­го­вой арте­рии, кон­тро­ли­ру­е­мой стра­ной НАТО, сви­де­тель­ству­ет о готов­но­сти орга­ни­за­то­ров этой про­во­ка­ции имен­но к гло­баль­ной необъ­яв­лен­ной войне на тор­го­вых путях (чем-то вро­де вой­ны англий­ских пира­тов про­тив испан­ской транс­ат­лан­ти­че­ской тор­гов­ли в XVI–XVIII веках), с пере­хо­дом кото­рых под кон­троль гео­по­ли­ти­че­ских оппо­нен­тов они не наме­ре­ны мирить­ся. Ну а учи­ты­вая, что США раз­вер­ты­ва­ют про­грам­му стро­и­тель­ства ледо­коль­но­го фло­та и актив­но лезут в Арк­ти­ку, об укреп­ле­нии без­опас­но­сти Север­но­го мор­ско­го пути нам тоже сле­ду­ет заду­мать­ся зара­нее.

Рости­слав Ищен­ко, ИА Аль­тер­на­ти­ва

Жизнь на осво­бож­ден­ных тер­ри­то­ри­ях 30 нояб­ря (обнов­ля­ет­ся)