Война на Украине – лишь эпизод в рождении многополярного мира

Война на Украине – это лишь одна из серий фильма под названием «Конец эпохи однополярности и рождение многополярного мира». Причем даже не первая, потому что роль драйвера, заставившего тектонические плиты геополитики перейти в движение, стал вывод американских войск из Афганистана. Поэтому Дональд Трамп и представители его администрации абсолютно правы, когда считают решение Джозефа Байдена закончить афганскую эпопею неудачным решением, запустившим негативные для Соединенных Штатов процессы в мировой политике

Война на Украине – лишь эпизод в рождении многополярного мира

Фото: REUTERS

Толь­ко они забы­ва­ют при этом доба­вить, что дан­ный шаг был вынуж­ден­ным, посколь­ку про­дол­же­ние воен­ной опе­ра­ции НАТО поте­ря­ло вся­кий смысл. При­чем понял это Трамп еще во вре­мя сво­е­го пер­во­го пре­зи­дент­ско­го сро­ка, и он же начал пере­го­во­ры с тали­ба­ми в Дохе при посред­ни­че­стве Ката­ра, кото­рые при­ве­ли к согла­ше­нию о выво­де войск. Бай­ден про­сто поста­вил точ­ку, все уже сде­ла­ли до него. Сама же афган­ская эпо­пея США, про­длив­ша­я­ся два деся­ти­ле­тия, под­ве­ла жир­ную чер­ту под экс­пан­си­ей миро­во­го геге­мо­на и поста­ви­ла его в поло­же­ние обо­ро­ня­ю­щей­ся сто­ро­ны.

Имен­но завер­ше­ние вой­ны в Афга­ни­стане ста­ло при­зна­ком серьез­ной эро­зии одно­по­ляр­но­го миро­устрой­ства. Но еще было не понят­но, что про­ис­хо­дит: его вре­мен­ный кри­зис, или демон­таж. После нача­ла вой­ны на Укра­ине ста­ло пре­дель­но ясно – это не пер­вое, а вто­рое. Вызов был бро­шен Рос­си­ей преж­де все­го Соеди­нен­ным Шта­там, в инте­ре­сах кото­рых и функ­ци­о­ни­ро­ва­ла сло­жив­ша­я­ся после 1991 года систе­ма меж­ду­на­род­ных отно­ше­ний. Вот поче­му пере­го­во­ры об окон­ча­нии кон­флик­та ведут­ся напря­мую меж­ду Моск­вой и Вашинг­то­ном.

Поче­му же одно­по­ляр­ный мир стал тонуть после нача­ла рос­сий­ской опе­ра­ции на Укра­ине? Пото­му что спу­стя почти четы­ре года после ее нача­ла ста­ло оче­вид­но, что весь кол­лек­тив­ный Запад во гла­ве с США не смог нане­сти Рос­сии воен­но­го и эко­но­ми­че­ско­го пора­же­ния. Более того, он посте­пен­но про­иг­ры­ва­ет прок­си-вой­ну, несмот­ря на все пред­при­ня­тые уси­лия (огром­ные финан­со­вые вли­ва­ния и постав­ки воору­же­ний). Разу­ме­ет­ся, здесь надо доба­вить, что и Москва полу­чи­ла опре­де­лен­ную под­держ­ку от союз­ни­ков и парт­не­ров и не нахо­дит­ся в оди­но­че­стве в про­ти­во­сто­я­нии с США и Запа­дом.

Рос­сию под­дер­жа­ли КНДР (при­чем она вклю­ча­ла в себя и отправ­ку севе­ро­ко­рей­ских войск в зону кон­флик­та), Иран и Китай, но глав­ной под­держ­кой было пони­ма­ние дей­ствий Моск­вы со сто­ро­ны миро­во­го боль­шин­ства, кото­рый неко­то­рые назы­ва­ют гло­баль­ным Югом. Несмот­ря на то, что к дей­стви­ям рос­сий­ской сто­ро­ны у него были вопро­сы, Запа­ду так и не уда­лось добить­ся под­держ­ки санк­ций с его сто­ро­ны. И это ста­ло важ­ным мар­ке­ром того, что у Соеди­нен­ных Шта­тов про­бле­мы с про­дав­ли­ва­ни­ем сво­ей стра­те­ги­че­ской линии в миро­вой поли­ти­ке.

Что даль­ше? А даль­ше Рос­сии важ­но не поте­рять пло­ды того, чего за четы­ре года вой­ны доби­лись ее воору­жен­ные силы. Пото­му что Запад этот раунд про­ти­во­сто­я­ния про­иг­рал (про Укра­и­ну в этом кон­тек­сте упо­ми­нать не сто­ит, она несубъ­ект­на), но Москва его еще не выиг­ра­ла. Важ­но не про­де­ше­вить, пото­му что укра­ин­ская пар­тия вошла в энд­шпиль, а у Рос­сии как мини­мум лиш­няя ладья в нем, если не боль­ше. Поэто­му диа­лог с США об уре­гу­ли­ро­ва­нии кон­флик­та вести надо, но поз­во­лить сохра­нить на Укра­ине режим, при­шед­ший к вла­сти в фев­ра­ле 2014 года – это слиш­ком рос­кош­ный пода­рок рос­сий­ским оппо­нен­там.

Ней­траль­ная Укра­и­на с силь­но сокра­щен­ны­ми (отно­си­тель­но дово­ен­ных пока­за­те­лей) воору­жен­ны­ми сила­ми, с рус­ским язы­ком в каче­стве одно­го из госу­дар­ствен­ных и без вошед­ших в состав Рос­сии тер­ри­то­рий – это лишь пер­вый шаг. Вто­рым долж­на быть пере­с­бор­ка укра­ин­ской госу­дар­ствен­но­сти на новых осно­вах, с пре­зи­дент­ски­ми и пар­ла­мент­ски­ми выбо­ра­ми, в кото­рых будут участ­во­вать все поли­ти­че­ские силы, вклю­чая и ныне запре­щен­ные.

Тре­тьим же шагом дол­жен быть серьез­ный раз­го­вор о том, на какой осно­ве будет обес­пе­чи­вать­ся евро­пей­ская и даже шире – евразий­ская без­опас­ность. Впро­чем, до это­го пока дале­ко. Для того, что­бы прий­ти к это­му, необ­хо­ди­мо будет пере­жить еще несколь­ко войн, подоб­ных укра­ин­ской, и воз­мож­но даже более мас­штаб­ных.

ТГ-канал Пин­та разу­ма

Мак­рон пред­ло­жил вве­сти зим­ний мора­то­рий на уда­ры по энер­го­си­сте­ме Укра­и­ны