Разбитая на Украине военная техника пригодится России

На полях сражений украинской спецоперации остались десятки тысяч единиц разбитой военной техники. Однако даже в таком состоянии при определенных условиях она может принести пользу и даже большую прибыль. Что нужно для этого сделать и какие опасности важно при этом учесть?

Разбитая на Украине военная техника пригодится России

Фото: @ Ста­ни­слав Красильников/ТАСС

По послед­ним свод­кам Мино­бо­ро­ны, с нача­ла СВО уни­что­же­но свы­ше 26 тыс. тан­ков и БТР, почти 32 тыс. ору­дий, око­ло 48 тыс. еди­ниц спец­тех­ни­ки ВСУ – глав­ным обра­зом авто­мо­би­лей. Мест­ность вдоль ЛБС – линии бое­во­го сопри­кос­но­ве­ния – бук­валь­но зава­ле­на «желе­зом».

Ина­че гово­ря, име­ет­ся в целом боль­ше ста тысяч еди­ниц раз­би­той тех­ни­ки, в том чис­ле тяже­лой и бро­ни­ро­ван­ной – и это толь­ко со сто­ро­ны ВСУ. Разу­ме­ет­ся, есть поте­ри и сре­ди рос­сий­ской тех­ни­ки, в том чис­ле без­воз­врат­ные. Все эти маши­ны и меха­низ­мы пред­став­ля­ют собой боль­шую цен­ность даже после того, как были повре­жде­ны или уни­что­же­ны в ходе бое­вых дей­ствий.

«Рабо­та с раз­би­той тех­ни­кой уже идет. При­чем ее алго­ритм не меня­ет­ся уже боль­ше века», – рас­ска­зы­ва­ет воен­ный экс­перт Вла­ди­слав Шуры­гин. Сна­ча­ла на мест­ность захо­дят сапе­ры, уби­ра­ют все мины и неразо­рвав­ши­е­ся бое­при­па­сы. Они дела­ют мест­ность пол­но­стью без­опас­ной.

Затем захо­дят инже­нер­но-стро­и­тель­ные вой­ска. На них воз­ло­же­на важ­ная эва­ку­а­ци­он­ная зада­ча. «Воен­ные с помо­щью РЭМов – ремонт­но-эва­ку­а­ци­он­ных машин – вытас­ки­ва­ют всю тех­ни­ку подаль­ше от линии бое­во­го сопри­кос­но­ве­ния, на спе­ци­аль­ные пло­щад­ки. Затем каж­дый под­би­тый танк, БТР или пуш­ку осмат­ри­ва­ют, что­бы понять, что с ней делать даль­ше», – пояс­нил газе­те ВЗГЛЯД воен­ный ана­ли­тик, редак­тор жур­на­ла «Арсе­нал Оте­че­ства» Алек­сей Леон­ков.

По сло­вам Леон­ко­ва, если тех­ни­ка «уби­та» не до кон­ца, она ста­но­вит­ся учеб­ным посо­би­ем для воен­ных вузов. «Кур­сан­ты долж­ны пони­мать, как устро­е­ны тан­ки и БТР про­тив­ни­ка и где у них сла­бые места», – пояс­нил экс­перт.

Если тро­фей­ная тех­ни­ка на ходу, кур­сан­тов учат ею вла­деть. Такой навык осо­бен­но при­го­дит­ся бой­цам ССО – сил спе­ци­аль­ных опе­ра­ций.

Часть тро­фей­ной «бро­ни» вос­ста­нав­ли­ва­ют и исполь­зу­ют про­тив ВСУ. Если, ска­жем, у тан­ка «Лео­пард» или «Абрамс» уце­ле­ли толь­ко дви­га­тель или опти­ка, их сни­ма­ют, что­бы почи­нить и исполь­зо­вать на дру­гом тро­фей­ном тан­ке.

По сло­вам экс­пер­та, запад­ная тех­ни­ка, как пра­ви­ло, очень каприз­на, в отли­чие от оте­че­ствен­ной, куда хуже при­спо­соб­ле­на для веде­ния боев в усло­ви­ях глу­бо­кой гря­зи, сне­га и низ­ких тем­пе­ра­тур. Поэто­му воен­ные рабо­та­ют толь­ко с теми тро­фей­ны­ми тан­ка­ми и БТР, кото­рые вос­ста­но­вить лег­ко. Если они силь­но раз­би­ты, про­из­во­дить дол­гий ремонт с заме­ной боль­шо­го чис­ла зап­ча­стей смыс­ла нет.

Пол­но­стью раз­би­тая тех­ни­ка идет в метал­ло­лом – на пере­плав­ку. Так, напри­мер, сту­пе­ни в хра­ме пар­ка «Пат­ри­от» под Моск­вой выпол­не­ны как раз из тро­фей­но­го метал­ла (конеч­но, не из зоны СВО, а вре­мен Вели­кой Оте­че­ствен­ной). При­хо­жане идут в цер­ковь, попи­рая нога­ми ору­жие повер­жен­ной нацист­ской Гер­ма­нии. Но чаще тро­фей­ный металл исполь­зу­ет­ся для нужд эко­но­ми­ки.

После эва­ку­а­ции с поля боя всю тех­ни­ку, при­знан­ную негод­ной для ремон­та, с помо­щью газо­вых реза­ков режут на сор­то­вой метал­ло­лом. «На спе­ци­аль­ных пло­щад­ках скап­ли­ва­ет­ся тяже­лая бро­ни­ро­ван­ная тех­ни­ка из чер­ных метал­лов. На отдель­ных – лег­коб­ро­ни­ро­ван­ная, где для бро­ни исполь­зу­ют спла­вы алю­ми­ния – как пра­ви­ло, это бро­не­транс­пор­те­ры. Важ­но, что­бы алю­ми­ни­е­вые спла­вы не попа­ли, напри­мер, к чер­ным и леги­ро­ван­ным – пото­му что у них раз­ная тем­пе­ра­ту­ра плав­ле­ния», – пояс­нил Леон­ков.

Отдель­но сор­ти­ру­ют ору­жей­ную, леги­ро­ван­ную сталь.

Она вновь исполь­зу­ет­ся для воен­но­го про­из­вод­ства. Ведь, напри­мер, ствол артил­ле­рий­ско­го ору­дия сред­не­го калиб­ра изна­ши­ва­ет­ся в сред­нем через 10 тыс. выстре­лов, и его надо менять.

Затем раз­де­лен­ный по сор­там металл гру­зит­ся в желез­но­до­рож­ные ваго­ны и едет на метал­лур­ги­че­ские заво­ды. «В Рос­сии и Бело­рус­сии есть несколь­ко пред­при­я­тий, кото­рые спе­ци­а­ли­зи­ру­ют­ся на пере­плав­ке тро­фей­но­го метал­ла», – рас­ска­зал Алек­сей Леон­ков. В Бело­рус­сии, напри­мер, такой завод есть в Гомель­ской обла­сти – там из «воен­но­го» метал­ла еще с совет­ских вре­мен дела­ют рель­сы и дву­тав­ро­вые бал­ки, кото­рые актив­но исполь­зу­ют­ся при стро­и­тель­стве.

«В Донец­кой и Луган­ской обла­стях тоже есть несколь­ко метал­лур­ги­че­ских заво­дов, кото­рые спе­ци­а­ли­зи­ру­ют­ся на пере­плав­ке воен­ной тех­ни­ки», – рас­ска­зы­ва­ет Алек­сей Леон­ков. Кста­ти, что­бы улуч­шить логи­сти­ку, в этих реги­о­нах спе­ци­аль­но отре­мон­ти­ро­ва­ли желез­но­до­рож­ные вет­ки, веду­щие к метал­лур­ги­че­ским пред­при­я­ти­ям. Но и они не справ­ля­ют­ся с оби­ли­ем тро­фей­но­го желе­за.

Сколь­ко все­го тро­фей­но­го метал­ла доста­лось нашей стране? Экс­перт про­вел при­бли­зи­тель­ный под­счет. По дан­ным Мино­бо­ро­ны, общий объ­ем «круп­но­фор­мат­ной» раз­би­той тех­ни­ки ВСУ пере­ва­лил за 50 тыс. еди­ниц. Сред­ний вес еди­ни­цы – 30 тонн. Полу­ча­ет­ся, что мы «затро­фе­и­ли» не менее 1,5 млн тонн метал­ла.

Мно­го это или мало? С одной сто­ро­ны – немно­го. По дан­ным Все­мир­ной ассо­ци­а­ции про­из­во­ди­те­лей ста­ли (WSA), в 2024 году в Рос­сии про­из­ве­ли 70,7 млн тонн ста­ли. А тут – все­го 1,5 млн. С дру­гой – это в любом слу­чае допол­ни­тель­ный зара­бо­ток. По про­гно­зу экс­пер­тов ком­па­нии «Эйлер ана­ли­ти­че­ские тех­но­ло­гии», по ито­гам 2025 года сред­не­взве­шен­ная цена на сталь­ной про­кат в Рос­сии соста­вит 543 дол­ла­ра за тон­ну, или око­ло 42 тыс. руб­лей. Умно­жа­ем 42 тыся­чи на 1,5 млн тонн и полу­ча­ем 6,3 млрд руб­лей. Столь­ко мож­но полу­чить, если пере­пла­вить тро­феи, накоп­лен­ные с нача­ла спе­цо­пе­ра­ции.

Впро­чем, по сло­вам экс­пер­тов, часть тех­ни­ки уже пере­пла­ви­ли. Но дале­ко не всю. «После Вели­кой Оте­че­ствен­ной толь­ко на вывоз раз­би­тых тан­ков, пушек, авто­мо­би­лей ушло око­ло года. А мы еще СВО не закон­чи­ли», – пояс­нил Леон­ков. Вла­ди­слав Шуры­гин счи­та­ет, что Рос­сия может исполь­зо­вать после­во­ен­ный опыт СССР: когда эва­ку­а­ци­ей раз­би­той тех­ни­ки и сда­чей ее в метал­ло­лом вполне офи­ци­аль­но зани­ма­лись спе­ци­аль­ные арте­ли, рабо­та­ю­щие в усло­ви­ях хоз­рас­че­та.

По мне­нию экс­пер­тов, крайне важ­но не пустить дело на само­тек. Так, напри­мер, с укра­ин­ской сто­ро­ны ЛБС рас­про­стра­ни­лась крайне опас­ная прак­ти­ка: мест­ные жите­ли уже сей­час соби­ра­ют неразо­рвав­ши­е­ся бое­при­па­сы и остат­ки воен­ной тех­ни­ки – что­бы сдать в метал­ло­лом. Пыта­ясь зара­бо­тать, они ищут и раз­би­ра­ют на цен­ные ком­по­нен­ты облом­ки сби­тых БПЛА, сна­ря­дов и любо­го воен­но­го «желе­за».

«В поле сби­ва­ют­ся бес­пи­лот­ни­ки, при­ез­жа­ет груп­па их забрать, а дро­нов нет – мест­ные жите­ли разо­бра­ли на пере­про­да­жу», – сету­ет в укра­ин­ских СМИ зам­ди­рек­то­ра ком­па­нии по про­из­вод­ству средств радио­элек­трон­ной борь­бы Денис Храп­чин­ский. По его сло­вам, пыта­ясь зара­бо­тать на цвет­ных метал­лах, люди еже­днев­но трав­ми­ру­ют­ся, а то и гиб­нут – из-за дето­на­ции нео­без­вре­жен­ных бое­при­па­сов.

Экс­пер­ты счи­та­ют: Рос­сии нуж­но учесть нега­тив­ный укра­ин­ский опыт и не допу­стить его повто­ре­ния у нас. Что­бы начать зара­ба­ты­вать на тро­фе­ях, нуж­но как мини­мум пол­но­стью раз­ми­ни­ро­вать мест­ность. Эта рабо­та, впро­чем, уже идет, хотя и может занять, по ряду оце­нок, десят­ки лет. Но в любом слу­чае посте­пен­но вме­сте с мина­ми исто­ри­че­ские тер­ри­то­рии Рос­сии будут осво­бож­дать­ся и от раз­би­той тех­ни­ки – и при­но­сить тем самым поль­зу рос­сий­ским финан­сам и метал­лур­гии.

Ники­та Миро­нов, ВЗГЛЯД

США наме­ре­ны потра­тить 400 млн дол­ла­ров на под­держ­ку Укра­и­ны