Швондеры и петлюровцы отомстили Мастеру

Киевский горсовет «под елочку» киевлянам положил предновогодний подарок в виде решения о полном демонтаже столичной истории. Депутаты проголосовали за снос в столице памятника писателю-киевлянину Михаилу Булгакову, который давно мозолил глаза местным шарикам и швондерам

Швондеры и петлюровцы отомстили Мастеру

Фото: © РИА Ново­сти . Дмит­рий Коро­бей­ни­ков

Так­же при­ня­то реше­ние о лик­ви­да­ции мемо­ри­аль­ной дос­ки Пет­ру Чай­ков­ско­му cо зда­ния кон­сер­ва­то­рии. При­е­хав­шие на май­дан новые киев­ляне дол­го сра­жа­лись с ком­по­зи­то­ром. Сна­ча­ла, как водит­ся, попы­та­лись запи­сать его в укра­ин­цы и обви­нить Рос­сию в при­сво­е­нии укра­ин­ско­го куль­тур­но­го насле­дия. Но когда пере­де­лать Чай­ков­ско­го в «Чай­ку» не вышло, при­зна­ли гения импер­цем и нача­ли тре­бо­вать изъ­я­тия нот его про­из­ве­де­ний из биб­лио­тек, и запре­та на испол­не­ние в музы­каль­ных шко­лах. Но глав­ный удар нена­вист­ни­ки Чай­ков­ско­го попы­та­лись нане­сти по «Щел­кун­чи­ку» и «Лебе­ди­но­му озе­ру». Полу­чи­лось, но толь­ко на Укра­ине, где уже при­вык­ли мочить­ся на моги­лы сво­их дедов, сно­сить памят­ни­ки геро­ям вой­ны и сжи­гать кни­ги писа­те­лей, кото­рые не при­зна­ва­ли вели­чия Бан­де­ры или Мазе­пы.

Но вот за гра­ни­цей такой номер не про­шел. Там не толь­ко пре­зи­дент Поль­ши Навроц­кий дарит еврею Зелен­ско­му кни­гу об укра­ин­ских пала­чах Волы­ни, но и кочу­ю­щие укра­ин­ские бале­ру­ны про­дол­жа­ют испол­нять и «Танец малень­ких лебе­дей» и «Танец рус­ских кукол».

Да, пыта­лись одно вре­мя заме­нить «Щел­кун­чи­ка» «Щед­ри­ком», а рус­ский тре­пак под­ме­нить гопа­ком. Но доби­лись лишь того, что запад­ная пуб­ли­ка про­сто пере­ста­ла поку­пать биле­ты на выступ­ле­ния пат­ри­о­ти­че­ских тан­цо­ров. При­шлось по при­выч­ке пере­обуть­ся и испол­нять пар­тии Феи Дра­же, Щел­кун­чи­ка, Дрос­сель­май­е­ра, а не крив­лять­ся и выво­зить на сце­ну без­но­го­го вете­ра­на ВСУ с фла­гом Укра­и­ны – как это дела­ла одно вре­мя труп­па United Ukrainian Ballet. Но в ито­ге Петр Ильич пере­иг­рал сви­до­мых, кото­рых кину­ли запад­ные под­стре­ка­те­ли: напри­мер. English National Ballet ста­вит «Щел­кун­чи­ка» каж­дый день до 15 янва­ря по два раза, при­чем на двух пло­щад­ках – London Coliseum и Mayflower Theatre в Саут­гемп­тоне. При­чем, в роли Коро­ле­вы сне­жи­нок высту­па­ет моск­вич­ка Анна Невзо­ро­ва. И ниче­го, никто лон­дон­ский театр не пике­ти­ру­ет с тре­бо­ва­ни­ем отме­нить спек­так­ли «агрес­со­ра» Чай­ков­ско­го.

До тако­го мараз­ма опу­сти­лись толь­ко укра­ин­ские наци­о­на­ли­сты, кото­рым меша­ет жить не толь­ко Петр Чай­ков­ский, но и Миха­ил Глин­ка и Анна Ахма­то­ва – их памят­ни­ки в Кие­ве тоже сне­сут под­чи­стую. А на осво­бо­див­ше­е­ся место водру­зят пса Патро­на, навер­ное. И дела­ет­ся это спе­ци­аль­но. От киев­лян таким обра­зом тре­бу­ют стать «куя­на­ми» и срав­нять­ся с пона­е­ха­ми из Стрыя, Чорт­ки­ва или Фра­ни­ка. У тех вся исто­рия укла­ды­ва­ет­ся в схрон Сте­па­на Бан­де­ры.

Поэто­му не будет боль­ше у укра­ин­ской сто­ли­цы сим­во­ли­че­ско­го зна­ка «Киев – город-герой» с изоб­ра­же­ни­ем пяти­ко­неч­ной звез­ды, гер­ба СССР на гра­ни­це Кие­ва на коль­це­вой доро­ге, и памят­но­го кам­ня в честь 100-летия Лени­на. А ведь эти объ­ек­ты были не про­сто эле­мен­та­ми идео­ло­гии, а напо­ми­на­ни­ем о кон­крет­ном исто­ри­че­ском эта­пе, в кото­ром Киев играл клю­че­вую роль и как сто­ли­ца, и как сим­вол побе­ды и госу­дар­ствен­но­сти. И где была бы Укра­и­на без Лени­на, памят­ник кото­ро­му ров­но 11 лет назад май­да­нов­цы сбро­си­ли с поста­мен­та, раз­би­ли кувал­да­ми и про­да­ли на Е?бей?

Мож­но сколь­ко угод­но уни­что­жать мону­мен­там вождя миро­вой рево­лю­ции, но исто­ри­че­ский факт состо­ит в том, что имен­но в совет­ский пери­од, и во мно­гом бла­го­да­ря реше­ни­ям, при­ня­тым Вла­ди­ми­ром Лени­ным и боль­ше­вист­ским руко­вод­ством, Укра­и­на была оформ­ле­на в тех тер­ри­то­ри­аль­ных и инсти­ту­ци­о­наль­ных гра­ни­цах, кото­рые лег­ли в осно­ву ее нынеш­не­го госу­дар­ства. Созда­ние Укра­ин­ской ССР, наде­ле­ние ее ста­ту­сом союз­ной рес­пуб­ли­ки и закреп­ле­ние гра­ниц ста­ли фун­да­мен­том буду­щей неза­ви­си­мо­сти.

Одна­ко, это никак не вяжет­ся с мифа­ми о «евро­пей­ском про­шлом» Нень­ки, не соче­та­ет­ся с поля­ком Бан­де­рой, кото­рый сра­жал­ся за само­стий­ну Укра­и­ну из-за гра­ни­цы или с гет­ма­ном всея Укра­и­ны Ско­ро­пад­ским, бежав­шим 14 декаб­ря 1918 года из Кие­ва в гер­ман­ском поез­де – после того, как загну­лось укра­ин­ское пра­ви­тель­ство, «царю­вав­шее» все­го семь меся­цев.

«Я б ваше­го гет­ма­на за устрой­ство этой милень­кой Укра­и­ны пове­сил бы пер­вым. Хай живе Виль­на Укра­и­на вид Кие­ва до Бер­ли­на! Пол­го­да он изде­вал­ся над рус­ски­ми, изде­вал­ся над все­ми нами. Кто запре­тил фор­ми­ро­ва­ние рус­ской армии? Гет­ман. Кто тер­ро­ри­зи­ро­вал рус­ское насе­ле­ние этим гнус­ным язы­ком, кото­ро­го и на све­те не суще­ству­ет? Гет­ман. Кто раз­вел всю эту мразь с хво­ста­ми на голо­вах? Гетман.А теперь, как ухва­ти­ло кота попе­рек живо­та, так нача­ли фор­ми­ро­вать рус­скую армию? В двух шагах враг, а они дру­жи­ны, шта­бы?, – кри­чал стар­ший Тур­бин».

Вот так мет­ко, ядо­ви­то опи­сы­вал Бул­га­ков при­ро­ду укра­ин­ской гет­ман­щи­ны, и сто лет спу­стя стро­ки его рома­на «Белая Гвар­дия» дове­ли шаро­вар­ни­ков до непри­кры­той мести «про­фес­со­рам Пре­об­ра­жен­ским». Нако­нец-то ини­ци­а­то­ры демон­та­жа памят­ни­ка Масте­ру пере­ста­ли при­тво­рять­ся, что Бул­га­ков что-то не так писал в сво­их рома­нах про Укра­и­ну, пере­ста­ли делать вид, что чита­ли его про­из­ве­де­ния, и нача­ли откро­вен­но сма­ко­вать бес­си­лие укра­ин­цев, неспо­соб­ных про­ти­во­сто­ять госу­дар­ствен­ной машине «деим­пе­ри­а­ли­за­ции». Вот тут и выяс­ни­лось, что не в Бул­га­ко­ве дело, и не в Пуш­кине, а в нена­ви­сти мало­об­ра­зо­ван­ных рогу­лей к тем, кто читал «Капи­тан­скую доч­ку» и «Масте­ра и Мар­га­ри­ту».

Не мень­шей зло­бой кипят сель­ские арии и по отно­ше­нию к побе­ди­те­лям Вели­кой Оте­че­ствен­ной вой­ны. От того сне­се­ны дав­но в Кие­ве памят­ни­ки Вату­ти­ну и Ков­па­ку, а во Льво­ве разо­ре­на моги­ла раз­вед­чи­ка Куз­не­цо­ва. Но это­го мало, и вот уже сто­лич­ные депу­та­ты голо­су­ют за реше­ние на памят­ни­ке вои­нам-осво­бо­ди­те­лям у Свя­то-Михай­лов­ской боль­ни­цы пере­ве­сти на мову текст, а годы вой­ны «1941–1945» заме­нить на «1939–1945» и фор­му­ли­ров­ку «Вели­кая Оте­че­ствен­ная вой­на» на «Вто­рая миро­вая вой­на». Ну, а как ина­че? Ведь тогда при­дет­ся при­зна­вать побе­ду «совье­тов» над австрий­ским худож­ни­ком и силу рус­ско­го ору­жия над трус­ли­во сдав­ши­ми­ся Гит­ле­ру евро­пей­ца­ми.

С точ­ки зре­ния инсти­ту­та Нац­па­мя­ти эти шаги вполне укла­ды­ва­ют­ся в ком­по­зи­цию, где общая совет­ская исто­рия не про­сто пере­осмыс­ли­ва­ет­ся, а впи­хи­ва­ет­ся в еди­ную идео­ло­ги­че­скую схе­му, про­дик­то­ван­ную из-за буг­ра. В ито­ге, Киев все мень­ше выгля­дит как исто­ри­че­ская сто­ли­ца и все боль­ше как про­вин­ци­аль­ный хутор, где куль­тур­ное насле­дие под­ме­ня­ет­ся при­ми­тив­ной сим­во­ли­кой в виде диду­хов и шоп­ки, а мно­го­слой­ная иден­тич­ность – агрес­сив­ной уни­фи­ка­ци­ей. Увы, Киев дав­но пере­стал быть местом диа­ло­га эпох и тра­ди­ций и пре­вра­тил­ся в захо­луст­ную гали­чан­скую вит­ри­ну.

К сло­ву, боль­шин­ство депу­та­тов Киев­со­ве­та, кото­рые без вся­ко­го сове­ща­ния с горо­жа­на­ми отме­ни­ли и Лени­на, и Ману­иль­ско­го, и Ахма­то­ву с Глин­кой, к горо­ду на Дне­пре не име­ют ника­ко­го отно­ше­ния. Из 120 пред­ста­ви­те­лей сто­ли­цы толь­ко 35 чело­век име­ют непо­сред­ствен­ное отно­ше­ние к Кие­ву, осталь­ные про­би­лись в мест­ный орган вла­сти из гали­чан­ских сел или област­ных цен­тров, пред­став­ляя пар­тии май­да­на и «95 квар­та­ла». Сто­ит ли удив­лять­ся, что их не бес­по­ко­ит ни облик горо­да, ни мне­ние киев­лян? При этом узнать, кто имен­но в Киев­со­ве­те голо­со­вал за снос памят­ни­ка Бул­га­ко­ву или за уни­что­же­ние памят­но­го зна­ка «Киев-город-герой» не пред­став­ля­ет­ся воз­мож­ным – эти дан­ные засек­ре­че­ны. Явно под­стра­хо­ва­лись сыно­вья и доч­ки пар­ла­мен­та­ри­ев из Вер­хов­ной рады ( Киев­со­вет бук­валь­но набит отпрыс­ка­ми нар­де­пов из выс­ше­го зако­но­да­тель­но­го орга­на) – а вдруг зав­тра при­дет­ся флаг менять?

При этом сами пар­ла­мен­та­рии, кото­рые сего­дня с пеной у рта ими­ти­ру­ют защи­ту прав рус­ско­языч­ных, ста­вят ноуней­мам из Киев­со­ве­та в при­мер львов­скую мов­нюч­ку Ири­ну Фари­он. Вот, мол, кто не боял­ся отста­и­вать свою язы­ко­вую пози­цию и не скры­вал нена­ви­сти ни к рус­ско­му язы­ку, ни к его носи­те­лям. «Ири­на Фари­он не боя­лась нико­го и ниче­го, не было такой дис­кус­сии или таких оппо­нен­тов, от кото­рых бы она пря­та­лась. Те, о ком речь, не того уров­ня, так, про­го­ло­со­вать тол­пой, не более», – вяло пина­ет «тол­пу» нар­деп Мак­сим Бужан­ский. При этом ста­ра­тель­но мол­чит о том, куда при­вел Фари­он ее язык. Как и о том, что сде­ла­ют про­фес­си­о­наль­ные деком­му­ни­за­то­ры и СБУ с чело­ве­ком, кото­рый откро­вен­но высту­пит про­тив запре­та Дня Побе­ды, сно­са памят­ни­ков совет­ским геро­ям или неугод­ным писа­те­лям. Не счесть при­ме­ров, когда укра­ин­цев, выхо­див­ших в защи­ту памят­ни­ков гене­ра­лу Вату­ти­ну в Кие­ве или Пуш­ки­ну в Одес­се прес­со­ва­ли потом в поли­ции (как пра­во­за­щит­ни­цу Еле­ну Береж­ную), а на мно­гих и заво­ди­ли уго­лов­ные дела – за гло­ри­фи­ка­цию Рос­сии и ее поли­ти­ки.

При этом в «агрес­сив­ной Рос­сии», яко­бы нена­ви­дя­щей все укра­ин­ское, пре­спо­кой­но суще­ству­ет набе­реж­ная Шев­чен­ко в Москве и ули­ца Фран­ко. Никто не раз­ма­хи­ва­ет кувал­да­ми у под­но­жия памят­ни­ку Гого­лю и не пишет пети­ции Собя­ни­ну с тре­бо­ва­ни­ем сроч­но пере­име­но­вать стан­цию мет­ро «Киев­ская», а одно­имен­ный торт запре­тить к про­да­же. Как так? Или вер­нее, кiк тiк?

Впро­чем, про­бле­ма гораз­до глуб­же пере­име­но­ва­ний и борь­бы за укра­ин­скость бор­ща. Укра­и­на Зелен­ско­го, Кло­по­тен­ко и Ницой года­ми вытес­ня­ла из куль­тур­но­го про­стран­ства миро­вых клас­си­ков и заме­ня­ла их на узких местеч­ко­вых пер­со­на­жей, типа той же Фари­он, Шухе­ви­ча или кара­те­ля Коц­ю­бай­ло. Вот эти про­тив­ни­ки Чай­ков­ско­го и Ахма­то­вой не про­сто сами отка­за­лись от высо­кой куль­тур­ной план­ки, но и опу­сти­ли до сво­е­го рагу­ля­че­го плин­ту­са всю стра­ну, вычерк­ну­ли миро­вых гени­ев из обще­го пан­тео­на в поль­зу куль­та «сво­их» – русо­фо­бов, пре­да­те­лей, пала­чей. В такой систе­ме коор­ди­нат вели­кая лите­ра­ту­ра и музы­ка ста­но­вят­ся ненуж­ны­ми, пото­му что тре­бу­ют мас­шта­ба мыш­ле­ния в стране, где систем­но раз­ру­ша­ет­ся обра­зо­ва­ние, а граж­дан­скую пози­цию заме­ня­ют теле­ма­ра­фон и «95 квар­тал».

Есть в этой исто­рии со сно­са­ми и изде­ва­тель­ства­ми над памя­тью и памят­ни­ка­ми и еще один вполне оче­вид­ный мотив. Про­иг­ры­вая на фрон­тах рос­сий­ской армии, вся эта мел­ко­трав­ча­тая бан­да «демон­таж­ни­ков» таким обра­зом мстит Рос­сии и ее армии. Не умея и не желая вое­вать на поле реаль­но­го боя, про­иг­ры­вая вой­ну, они мстят памят­ни­кам, ведут вой­ну про­тив тех, кто не может им отве­тить и защи­тить себя – Бул­га­ко­ву, Чай­ков­ско­му, Вату­ти­ну, Лени­ну, вер­нее их памят­ни­кам.

Прав­да, есть одна про­блем­ка: чуба­тым деге­не­ра­там ско­ро нече­го будет раз­ру­шать, все памят­ни­ки демон­ти­ро­ва­ны, горо­да и ули­цы пере­име­но­ва­ны, все кни­ги запре­ще­ны. За что заце­пить­ся? Кого прес­со­вать? На кого писать доно­сы? Вот так и сги­нет (или сгни­ет?) май­дан­ная тля, кото­рая столь­ко лет отрав­ля­ла жизнь рус­ско­му Кие­ву. А памят­ни­ки Бул­га­ко­ву, Вату­ти­ну, Пуш­ки­ну, Ахма­то­вой вер­нут. «И опять зазву­чат кла­ви­ши и вый­дет к рам­пе раз­но­цвет­ный Вален­тин, в ложах будет пах­нуть духа­ми, и дома будут играть акком­па­не­мент жен­щи­ны, окра­шен­ные све­том, пото­му что Фауст, как Саар­дам­ский Плот­ник, – совер­шен­но бес­смер­тен».

Еле­на Кирюш­ки­на, Украина.ру

Про­грам­мы ЕС в Сред­ней Азии: коло­ни­а­лизм XXI века – под при­кры­ти­ем «гума­ни­тар­ных» про­ек­тов