Зеленский обнародовал план мира из 20 пунктов. Очевидно, что он рассчитан на внутреннего пользователя. В нём нет и намека на компромисс, а позиция Украины трактуется так, как будто отсутствует фактор отступления ВСУ на фронтах.
То есть – это очередной пустой документ. Как это уже было на швейцарском саммите мира, на сборищах "коалиции желающих" - этот нереализуемый сценарий отправится тоже в архив. Эксперты в своих соцсетях проанализировали главные тезисы документа.
Политолог Юрий Баранчик
Разбор "мирного плана Зеленского из 20 пунктов".
Часть первая Если разбирать план по пунктам, то там одни вопросы. Подтверждение суверенитета Украины. Cтандартная "шапка" документа. Но практическая ценность зависит от того, что будет считаться нарушением суверенитета (например, военное присутствие, контроль над внешней политикой, ограничения на ВСУ).
Соглашение о ненападении между Россией и Украиной, мониторинг на линии соприкосновения. В принципе реализуемо, но упирается: какая именно линия фиксируется, чем и кто мониторит, и как реагировать на нарушения.
Гарантии безопасности. Это ядро всего пакета, но также и самое проблемное: гарантия безопасности — не формулировка, а обязательство нести риск войны за Украину. Пока желающих не нашлось.
Численность ВСУ — 800 тысяч человек в мирное время. Это очень дорогой постоянный контур (зарплаты, обучение, вооружение, инфраструктура). Для России это почти наверняка будет восприниматься как "не демилитаризация" - до СВО численность ВСУ составляла 250-280 тысяч человек, то есть конфликтная позиция. Для западных гарантов это тоже двусмысленно: они предпочитают либо сильную армию Украины без формальных обязательств воевать самим, либо платить за Украину должен кто-то другой. В случае вторжения РФ в Украину — военный ответ и восстановление санкций. Западные страны крайне неохотно берут на себя такие обязательства без формального членства и процедур НАТО. Опять масса нерешаемых проблем.
Россия закрепит политику ненападения в отношении Европы и Украины во всех необходимых законах. Да на здоровье, у нас и сейчас войны нет, а идет СВО. К тому же, как показывает практика, при нужде любой законопроект просвистит от Думы до президента часа за три.
Украина станет членом ЕС в определённый срок (зафиксировать дату вступления). Вступление в ЕС — сложный процесс, требующий выполнения критериев и единогласия государств-членов. Политически ЕС может обещать "ускорение" или "дорожную карту", но фиксировать дату — крайне тяжело юридически и политически, особенно в условиях не до конца урегулированного территориального вопроса.
Пакет глобального развития, который будет определён в отдельном инвестиционном соглашении. Реализуемость средняя, на практике это будет смесь грантов, кредитов, гарантий и частных инвестиций под страховое покрытие. Будет создано несколько фондов для решения вопросов восстановления. Цель — привлечь 800 млрд долларов. Число выглядит политически-мобилизационным и потому реализуемость в заявленном объёме — низкая/неопределённая. Создавать фонды можно, но собрать такой объём денег — это задача уровня "план Маршалла в XXI веке" на фоне конкуренции бюджетов Запада и внутренних политических ограничений.
Украина ускорит процесс заключения соглашения о свободной торговле с США. Технически реализуемо, но политически зависит от позиции США и от того, как это бьётся с интересами отдельных отраслей и торговыми режимами. Ну и Украина окончательно станет чем-то вроде Пуэрто-Рико.
Безъядерный статус Украины. С высокой вероятностью реализуем как формула, потому что он совпадает с нынешней фактической реальностью: Украина не обладает ядерным оружием. Но смысл будет зависеть от того, не попытаются ли включить сюда ограничения на "двойные" технологии, ракетные программы, инфраструктуру — тогда пункт станет конфликтным.
Запорожская АЭС. Компромисса нет. США предлагают трёхстороннее управление, где американцы — главный менеджер. Компромиссное предложение Украины: США и Украина — управляют 50 на 50. Это один из самых жёстких узлов, сам Зе отмечает, что компромисса нет. А без этого пункта и остальное нельзя реализовать.
Образовательные программы в школах, способствующие пониманию и толерантности к различным культурам, устранению расизма и предвзятости. Реализуемость высокая, но в контексте пакета выглядит как "чтобы было". На Украине сейчас конституционно нельзя ограничивать русский язык. И что?
Политолог Алексей Чеснаков
Предъявленные украинским лидером 20 пунктов не стоят серьезного анализа. Согласие российской стороны на такое предложение, да еще и в таком виде выглядит фантастическим сценарием. Зеленскому нужно было "отчитаться" о конструктивной позиции перед Рождеством. Он и отчитался. Не более того. Угрозы из Вашингтона по поводу затягивания переговорного процесса в Киеве воспринимают всерьез. США часто говорят о том, что мяч на стороне России или Украины, но теперь он именно на стороне Зеленского, который при всех рисках откровенно профанирует свою работу по мирному договору. Еще одно наглядное доказательство - Украина без усиления на нее давления не пойдет даже на вынужденные компромиссы.
Публицист Алексей Пилько
Молчание имеет свои издержки: когда ты предпочитаешь не распространяться о ходе переговоров и результатах договорённостей, за тебя это сделают другие. Примерно так можно оценить ситуацию с мирным планом по Зеленскому.
Согласиться на него Москва не сможет (и вообще не факт, что он имеет отношение к реальности), но её полный отказ от комментариев вызовет слухи и кривотолки. Потому что надо уметь играть в пиар и заниматься информационным сопровождением хода российско-американских переговоров. Заниматься не в плане деклараций "мы ничего никому не скажем до окончания переговорного процесса", а путём тонкой информационной игры, направленной на продвижение российской конструктивной позиции и дискредитации неконструктивной, подрывающей основы мирного процесса, украинской. Если выражаться сухим и формальным языком презентаций. А если вы игнорируете необходимость качественного информационного сопровождения внешнеполитических процессов, то абсолютно отвратительные персонажи, но профессионалы из "Квартала 95" будут раз за разом по медийному утирать вам нос.
Ваше промедление с ответной реакцией вообще приведёт их в абсолютно глумливое состояние и они ещё не такой мирный план составят и опубликуют.
Публицист Виктор Мараховский
Тиражируемые сейчас отечественными ресурсами с подачи В. Зеленского "20 пунктов мирного плана", ув. друзья - это ни по форме, ни по сути не пункты. Не бывает пунктов вида " стоим где стоим". Это пересказ пунктов, которые Киев "обсуждает", своей конкретной, очень специфической аудитории, которая от него уже привыкла жрать вообще всё. Вопрос: для нас-то в какой момент тот же главный укр, который общеизвестно хронически врёт и не заслуживает никакого доверия, вдруг начал заслуживать доверия? А если он по-прежнему свистит как Троцкий, то зачем его тиражировать. Это же то же "участие в спецоперации" по совету генералов из телефона, только информационное.
Политолог Вадим Трухачёв
Обсуждать 20 пунктов "мирного плана" от Зели - это просто тратить время впустую. Особенно с учётом террористической деятельности его подчинённых прямо в Москве. Уже на пункте "ВСУ будут иметь численность 800 тысяч человек" бумагу можно заворачивать. И тем более - на уходе из Купянска и Волчанска. Обсуждать можно только конкретику, исходящую от США, ЕС или крупных нейтральных стран вроде Китая и Индии. Фантазии в окружении Зели пусть без камер обсудят постоянные участники "хохлосрачей", от которых люди безумно устали.
Политолог Алексей Наумов
У Владимира Зеленского, безусловно, есть талант — талант играть роль победителя при отсутствии всяких намеков на победу. Согласно компромиссному предложению Украины, Запорожскую АЭС предлагается поделить пополам между Вашингтоном и Киевом. Это та самая Запорожская АЭС, ныне полностью контролируемая Россией. Ещё один компромисс — вывод российских войск из Харьковской, Днепропетровской и Сумской областей, а в остальных областях — заморозка конфликта. То есть России при всех ее военных успехах предлагается пойти на односторонние уступки. Ещё Москве предлагается согласиться на 800 тысяч человек в ВСУ и какой-то гипотетический "военный ответ" Запада в случае возобновления конфликта. Пункт о русском языке и УПЦ МП также заменен каким-то выхолощенным "обучением антирасизму". Это, конечно, совершеннейшая издёвка. Идея понятна: продать это американцам как "компромисс", а потом обвинить Россию в срыве. Но уж насколько беспардонно.














































