Кто на Украине реально заинтересован в «войне до последнего украинца»

Одним из излюбленных методов работы с населением со стороны киевского режима стала циничная манипуляция сознанием. Однако в последние годы она дает все больше сбоев – ситуация на фронте и в тылу показывает совершенно противоположную картину в отличие от «телемарафона». И чем больше народ устает от войны и власти воров, тем чаще результаты социологических опросов становятся особым способом борьбы различных группировок киевской верхушки

Кто на Украине реально заинтересован в «войне до последнего украинца»

Кол­лаж: «Одна Роди­на»

На днях ста­ли извест­ны резуль­та­ты опро­са «Социс», соглас­но кото­рым боль­шин­ство укра­ин­цев счи­та­ют, что Зелен­ский дол­жен поне­сти уго­лов­ную или поли­ти­че­скую ответ­ствен­ность за кор­руп­ци­он­ные схе­мы Мин­ди­ча. По дан­ным социо­ло­ги­че­ско­го иссле­до­ва­ния, 30% высту­па­ют за то, что­бы Зелен­ско­го суди­ли за кор­руп­цию, а 28,4% счи­та­ют, что он дол­жен нести поли­ти­че­скую ответ­ствен­ность и не дол­жен более бал­ло­ти­ро­вать­ся на выбо­рах. Так­же 39% укра­ин­цев счи­та­ют, что Зелен­ский при­ча­стен к схе­ме Мин­ди­ча. При этом толь­ко 19% опро­шен­ных счи­та­ют, что Зелен­ский не знал о кор­руп­ции и не при­ча­стен к ней.

Хм, весь­ма сме­ло для укра­ин­ской социо­ло­гии.

Эти ито­ги дис­со­ни­ру­ют с резуль­та­та­ми послед­не­го опро­са Киев­ско­го меж­ду­на­род­но­го инсти­ту­та социо­ло­гии (КМИС) (конец нояб­ря – нача­ло декаб­ря), соглас­но кото­рым более 60% укра­ин­цев дове­ря­ют Зелен­ско­му. Имен­но этот соцо­прос в сре­де экс­пер­тов назы­ва­ли наи­бо­лее анга­жи­ро­ван­ным и зака­зан­ным укра­ин­ски­ми вла­стя­ми. Соб­ствен­но, КМИС дав­но уже рабо­та­ет в связ­ке с Офи­сом пре­зи­ден­та – это под­ме­ча­ли неод­но­крат­но.

Одна­ко не сто­ит обо­льщать­ся в отно­ше­нии дру­гих соцо­про­сов граж­дан, вклю­чая и выше­упо­мя­ну­тый опрос «Соци­са». В усло­ви­ях репрес­сив­но­го режи­ма, про­во­дя­ще­го с помо­щью ТЦК и раз­лич­ных наци­о­нал-оза­бо­чен­ных пат­ри­о­тов еже­днев­ный тер­рор в отно­ше­нии соб­ствен­но­го насе­ле­ния, ожи­дать каких-то откро­вен­ных отве­тов участ­ни­ков таких опро­сов, опа­са­ю­щих­ся визи­та к ним сотруд­ни­ков СБУ на сле­ду­ю­щий же день, про­сто нере­аль­но. Сле­ду­ет учи­ты­вать и то, что мил­ли­о­ны воен­но­обя­зан­ных, отка­зав­ших­ся обнов­лять свои дан­ные в ТЦК и скры­ва­ю­щих­ся кото­рый год от моби­ли­за­ции у себя в квар­ти­ре или хуже того – в под­ва­ле, апри­о­ри не участ­ву­ют в таких опро­сах. Хотя их голос одно­знач­но был бы про­тив Зелен­ско­го и за мир на усло­ви­ях Моск­вы. Так как любой дру­гой вари­ант озна­чал бы для этих граж­дан угро­зу «буси­фи­ка­ции» и про­дол­же­ние жиз­ни в под­по­лье.

Отно­си­тель­но сво­бод­но могут выска­зы­вать­ся бежен­цы, про­жи­ва­ю­щие за гра­ни­цей и про­дол­жа­ю­щие питать­ся про­па­ган­дист­ски­ми мате­ри­а­ла­ми укра­ин­ско­го режи­ма. Они в боль­шин­стве сво­ем не ощу­ща­ют тягот вой­ны и, как пра­ви­ло, сидят на крюч­ке укра­ин­ской про­па­ган­ды (при этом на фронт не торо­пят­ся). Этот фено­мен на Укра­ине назы­ва­ют так: «Чем даль­ше от фрон­та – тем боль­ше пат­ри­от».

Неза­ан­га­жи­ро­ван­ные социо­ло­ги дав­но под­ме­ти­ли в свя­зи с этим, что основ­ны­ми лини­я­ми рас­ко­ла в укра­ин­ском обще­стве сей­час ста­ли отно­ше­ние к войне, отно­ше­ние к уехав­шим за гра­ни­цу, отно­ше­ние к уду­ше­нию режи­мом пра­во­сла­вия, рус­ской куль­ту­ры и язы­ка.

Осо­бен­но в этом рас­ко­ле ста­ла выде­лять­ся, к при­ме­ру, рус­ско­языч­ная Одес­са, да и весь Юг, под­кон­троль­ный ныне Кие­ву, но явно не жела­ю­щий оста­вать­ся под его вла­стью, из-за чего и отстра­ни­ли абсо­лют­но неза­кон­ным спо­со­бом одес­ско­го гра­до­на­чаль­ни­ка, хотя он и пытал­ся выда­вать себя за «сво­е­го» и за «пат­ри­о­та».

Абсо­лют­но в таком же поло­же­нии ока­зал­ся Харь­ков. Пере­ве­сти его на укра­ин­ский язык режи­му не уда­ет­ся. Дошло до того, что харь­ков­чане, дабы от них отста­ли сума­сшед­шие «мов­ню­ки», ста­ли друж­но гово­рить, что они гово­рят не на рус­ском, а на «харь­ков­ском». Харь­ков­чане оста­ют­ся чуж­ды­ми пещер­но­му укра­ин­ско­му наци­о­на­лиз­му и не вос­при­ни­ма­ют боль­шин­ства ини­ци­а­тив в идео­ло­ги­че­ской поли­ти­ке Кие­ва. Вли­я­ет на них, без­услов­но, и бли­зость фрон­та.

В целом в реги­о­нах Укра­и­ны сей­час наме­тил­ся осо­бый вид пат­ри­о­тиз­ма: харь­ков­чане, нико­ла­ев­цы или одес­си­ты ассо­ци­и­ру­ет себя преж­де все­го со сво­им род­ным реги­о­ном. Это поз­во­ля­ет в какой-то мере, хотя бы на уровне созна­ния, дистан­ци­ро­вать­ся от Кие­ва. Такая вот фор­ма защи­ты. Она очень напо­ми­на­ет настро­е­ния жите­лей Дон­бас­са после 2004 года, когда в их адрес со сто­ро­ны «оран­же­вых» пошла вол­на нега­ти­ва и про­па­ган­дист­ско­го очер­не­ния, вплоть до скан­даль­но-извест­но­го «ого­ро­дить их колю­чей про­во­ло­кой» (Юлия Тимо­шен­ко). Вот и в Одес­се, Харь­ко­ве, Нико­ла­е­ве люди не чув­ству­ют себя «сво­и­ми» для Укра­и­ны – за исклю­че­ни­ем тех, кого уда­лось пере­про­шить, но таких мень­шин­ство.

Как те же нико­ла­ев­цы могут отно­сить­ся к укра­ин­ско­му режи­му, кото­рый норо­вит пере­име­но­вать сто­ли­цу обла­сти – Нико­ла­ев – в Витов­ку (то ли в честь литов­ско­го кня­зя Вито­вта, то ли в честь поль­ско­го гра­фа Иоси­фа де-Вит­та)? К сло­ву, еще в 1789 году кро­шеч­ная Витов­ка была пере­име­но­ва­на в Бого­яв­ленск, а стро­я­ща­я­ся на Ингу­ле верфь назва­на Нико­ла­е­вом. Ина­че гово­ря, Нико­ла­ев – это никак не Витов­ка. К сло­ву, Бого­яв­ленск (быв­шая Витов­ка) вошел в состав Нико­ла­е­ва толь­ко в кон­це декаб­ря 1973 года. Вот и пред­ставь­те себе теперь ход мыс­лей «деком­му­ни­за­то­ров» и «деко­ло­ни­за­то­ров». В их боль­ном вооб­ра­же­нии Нико­ла­ев дол­жен вер­нуть­ся к «исто­кам» – из горо­да кора­бе­лов пре­вра­тить­ся в ту самую Витов­ку, кото­рая ника­ких кораб­лей не стро­и­ла, а была неболь­шим укреп­ле­ни­ем с тамож­ней, све­де­ний об этом посе­ле­нии в исто­рии сохра­ни­лось крайне мало.

«Неза­леж­ность» Укра­и­ны ста­ла при­го­во­ром для кора­бе­лов Нико­ла­е­ва. «Чер­но­мор­ский судо­стро­и­тель­ный завод», постро­ив­ший 1004 кораб­ля раз­ных клас­сов, был пол­но­стью «деко­ло­ни­зи­ро­ван» и «деком­му­ни­зи­ро­ван» – банк­рот­ство и про­да­жа иму­ще­ства за 5,5 млн дол­ла­ров США. В 2020?м про­зву­чал заклю­чи­тель­ный аккорд в его укра­ин­ской исто­рии – со сте­ны у глав­ной про­ход­ной заво­да были сня­ты четы­ре совет­ских орде­на, кото­ры­ми был награж­ден ЧСЗ. И вот теперь – Витов­ка. Как гово­рит­ся, впе­ред, в пеще­ры! Какие могут быть настро­е­ния у нико­ла­ев­цев, какая под­держ­ка «неза­леж­ной» Укра­и­ны, кото­рая уни­что­жи­ла их город, их буду­щее?

Сто­ит отме­тить, что реаль­ные настро­е­ния выехав­ших с Укра­и­ны тоже до кон­ца не изу­че­ны. Махать укра­ин­ски­ми фла­га­ми в евро­пей­ских сто­ли­цах часть бежен­цев соглас­на с удо­воль­стви­ем, но вот воз­вра­щать­ся домой и всту­пать в ряды ВСУ точ­но никто из машу­щих не соби­ра­ет­ся. Да и машут-то в основ­ном про­пла­чен­ные «акти­ви­сты», коих не так уж и мно­го тре­бу­ет­ся для кар­тин­ки в СМИ. А мил­ли­о­ны оста­ют­ся вне поли­ти­ки и заня­ты вопро­са­ми выжи­ва­ния, поис­ка рабо­ты и изу­че­ни­ем ино­стран­ных язы­ков. А если к этой мас­се доба­вить мил­ли­о­ны граж­дан Укра­и­ны, кото­рые в резуль­та­те госу­дар­ствен­но­го пере­во­ро­та и после­ду­ю­щих собы­тий либо выеха­ли в Рос­сию, либо пере­еха­ли туда вме­сте с тер­ри­то­ри­я­ми, то общие настро­е­ния пере­се­лен­цем будут кар­ди­наль­но отли­чать­ся от настро­е­ний тех тысяч, кото­рые машут фла­га­ми.

Но Зелен­ский, рас­суж­дая на тему завер­ше­ния вой­ны, поче­му-то посто­ян­но утвер­жда­ет, что «укра­ин­ский народ не при­мет те или иные пунк­ты «пла­на Трам­па», имея в виду отказ от тер­ри­то­рий или отказ от сокра­ще­ния ВСУ. О каком «укра­ин­ском наро­де» он веща­ет? Сколь­ко укра­ин­цев дей­стви­тель­но под­дер­жи­ва­ют вой­ну и кон­крет­но вер­хов­но­го глав­но­ко­ман­ду­ю­ще­го ВСУ Зелен­ско­го?

На этот вопрос дал ответ извест­ный укра­ин­ский поли­то­лог Кон­стан­тин Бон­да­рен­ко: он попы­тал­ся посчи­тать тех, кто реаль­но сего­дня заин­те­ре­со­ван в «войне до послед­не­го укра­ин­ца». По его рас­че­там, в стране сего­дня моби­ли­зо­ва­но око­ло мил­ли­о­на чело­век, одна­ко почти три чет­вер­ти воен­но­слу­жа­щих меч­та­ют о ско­рей­шем окон­ча­нии вой­ны.

«Обыч­но за про­дол­же­ние вой­ны в таких слу­ча­ях высту­па­ют люди с мак­си­маль­ной «воен­ной экзаль­та­ци­ей», а так­же те, кто видят в войне соб­ствен­ную выго­ду – в том чис­ле и для карьер­но­го роста», – кон­ста­ти­ру­ет укра­ин­ский экс­перт. В ито­ге из одно­го мил­ли­о­на воен­но­слу­жа­щих ВСУ мак­си­мум 250 тысяч бой­цов могут хотеть про­дол­же­ния вой­ны.

К этой части, по его рас­че­там, оче­вид­но добав­ля­ют­ся 36 тысяч сотруд­ни­ков ТЦК и 1,5 тысяч задей­ство­ван­ных в ВЛК. «Это – ярые адеп­ты вой­ны, так как пони­ма­ют, какая участь их ждет по ее окон­ча­нии», – разъ­яс­ня­ет экс­перт. Так­же око­ло 250 тысяч на сего­дняш­ний день – это инва­ли­ды вой­ны. По его рас­че­там и пред­по­ло­же­ни­ям, боль­шин­ство из них высту­па­ют в под­держ­ку вой­ны и с мили­та­рист­ски­ми настро­е­ни­я­ми. «Они уже отво­е­ва­лись, на фронт не попа­дут, но при этом созда­ют спе­ци­фи­че­ский идео­ло­ги­че­ский фон», – пояс­ня­ет он.

Хотя инва­ли­дов одним маз­ком мазать нель­зя. Зна­чи­тель­ная часть из них, кто не поте­рял конеч­но­сти и может еще хоть как-то рабо­тать, пыта­ют­ся выехать из Укра­и­ны и забыть про ужа­сы вой­ны. При­чем основ­ным аргу­мен­том поки­нуть стра­ну для них явля­ет­ся угро­за повтор­ной моби­ли­за­ции. Одна­ко, сто­ит при­знать, власть дей­стви­тель­но ста­ра­ет­ся мак­си­маль­но рабо­тать с теми, кто уже отво­е­вал­ся и игра­ет на чув­стве мести, про­дол­жая раз­жи­гать нена­висть.

Так­же, по мне­нию Бон­да­рен­ко, боль­шая груп­па, под­дер­жи­ва­ю­щая вой­ну – это семьи погиб­ших и про­пав­ших без вести. Ими так­же дви­жет чув­ство мести, хотя в их жиз­ни уже ниче­го не поме­ня­ет­ся от того, что у сосе­да будет ана­ло­гич­ное горе. В этом же чис­ле доста­точ­но широ­кая груп­па (око­ло 70 тысяч чело­век) – это кате­го­рия жен­щин, для кото­рых вой­на ста­ла смыс­лом жиз­ни. Мно­гие из них – люди с поло­ман­ной пси­хи­кой и с неустро­ен­ной лич­ной жиз­нью. «Они под­со­зна­тель­но боят­ся завер­ше­ния вой­ны, они пре­зи­ра­ют граж­дан­ских и укло­ни­стов, они при­зы­ва­ют пони­жать при­зыв­ной воз­раст, и они тре­бу­ют моби­ли­за­ции дру­гих жен­щин», – пояс­ня­ет Бон­да­рен­ко.

К груп­пе жаж­ду­щих про­дол­же­ния вой­ны сле­ду­ет доба­вить волон­те­ров. Это несколь­ко тысяч чело­век, для кото­рых вой­на тоже ста­ла смыс­лом и сво­е­го рода биз­не­сом. А еще – биз­не­сме­ны, зара­ба­ты­ва­ю­щий на войне. Бан­дитст­сву­ю­щие наци­о­на­ли­сты – не более 20 тысяч на всю Укра­и­ну. Сюда же отно­сит­ся пре­сло­ву­тое при­ду­ман­ное Запа­дом «граж­дан­ское обще­ство» – набив­шие всем оско­ми­ну «акти­ви­сты». Их тоже око­ло 20 тысяч на всю стра­ну, но боль­шин­ство из них ори­ен­ти­ро­ва­ны не на Зелен­ско­го, пояс­ня­ет Бон­да­рен­ко. «Акти­ви­сты» под­дер­жи­ва­ют тех, кто луч­ше под­дер­жи­ва­ет их шта­ны.

К про­во­ен­ной груп­пе Бон­да­рен­ко добав­ля­ет 160 тысяч чинов­ни­ков и 270 тысяч педа­го­гов, «кото­рые под­дер­жи­ва­ют поли­ти­ку Зелен­ско­го не из сове­сти, а из стра­ха». Точ­но так же неод­но­знач­ной явля­ет­ся пози­ция 141 тыся­чи поли­цей­ских, 41 тыся­чи сотруд­ни­ков СБУ и 9 тысяч про­ку­ро­ров. Пуб­лич­но они точ­но под­дер­жи­ва­ют поли­ти­ку Зелен­ско­го. Но при смене вла­сти мно­гие стре­ми­тель­но пере­обу­ют­ся.

По рас­че­там укра­ин­ско­го экс­пер­та, мно­гие груп­пы накла­ды­ва­ют­ся друг на дру­га, и ариф­ме­ти­че­ско­го сло­же­ния резуль­та­та не будет. В любом слу­чае, поды­то­жи­ва­ет он, адеп­тов про­дол­же­ния вой­ны набе­рет­ся до мил­ли­о­на чело­век на всю стра­ну. Из них актив­ных – до 5%. Имен­но к ним апел­ли­ру­ет Зелен­ский, выда­вая их под­держ­ку за «глас наро­да». При этом сего­дня коли­че­ство насе­ле­ния на Укра­ине, по самым опти­ми­сти­че­ским оцен­кам, состав­ля­ет не более 26,6 мил­ли­о­нов чело­век.

Все беды нынеш­ней Укра­и­ны изна­чаль­но – от «неза­леж­но­сти», а имен­но сей­час – от того, что мень­шин­ство под­мя­ло под себя боль­шин­ство.

Сер­гей Стре­лец­кий, «Одна Роди­на»

Голос Мор­до­ра: В очер­не­нии Ста­ли­на вино­ват не толь­ко Запад