Стоит ли России в очередной раз спасать Европу?

Европейцы в свое время оказались неспособны понять и принять, что специальная военная операция России на Украине была направлена в том числе и на их защиту. И теперь пожинают печальные плоды своей слепоты

Стоит ли России в очередной раз спасать Европу?

Изоб­ра­же­ние: © РИА Ново­сти / сге­не­ри­ро­ва­но ИИ

Сего­дня в мире широ­ко обсуж­да­ет­ся план Трам­па рас­ши­рить так назы­ва­е­мый Совет мира, кото­рый изна­чаль­но по ман­да­ту СБ ООН дол­жен был осу­ществ­лять посред­ни­че­ские функ­ции по раз­ре­ше­нию кон­флик­та в Газе.

На сей день состав Сове­та очень напо­ми­на­ет ком­па­нию для игры в гольф в поме­стье Мар-а-Лаго: сам Дональд Трамп (есте­ствен­но, пред­се­да­тель), его зять Джа­ред Куш­нер, при­я­тель Трам­па мил­ли­ар­дер Марк Роуэн, быв­ший пре­мьер Бри­та­нии Тони Блэр, гос­сек­ре­тарь США Мар­ко Рубио, спец­пред­ста­ви­тель и лич­ный друг Трам­па Стив Уит­кофф, член адми­ни­стра­ции Трам­па Роберт Габ­ри­эль и гла­ва Все­мир­но­го бан­ка Аджай Бан­га.

Впро­чем, по све­де­ни­ям изда­ния Financial Times, Трамп пла­ни­ру­ет не толь­ко рас­ши­рить спи­сок чле­нов Сове­та мира, но и гео­гра­фию его дея­тель­но­сти: в част­но­сти, в «зону ответ­ствен­но­сти» Сове­та пла­ни­ру­ет­ся вклю­чить Вене­су­э­лу и Укра­и­ну.

Что каса­ет­ся новых пер­со­на­лий, то пре­зи­дент США заявил: он объ­явит рас­ши­рен­ный спи­сок на бли­жай­шем Давос­ском фору­ме — и это будет «самый вели­кий и самый пре­стиж­ный Совет, кото­рый когда-либо и где-либо созда­вал­ся».

Соглас­но Financial Times, в меж­ду­на­род­ном сооб­ще­стве воз­ник­ла пани­ка, пото­му что адми­ни­стра­ция Трам­па рас­смат­ри­ва­ет Совет мира «как потен­ци­аль­ную заме­ну ООН, <…> сво­е­го рода парал­лель­ный неофи­ци­аль­ный орган для реше­ния дру­гих кон­флик­тов за пре­де­ла­ми Газы».

Непо­нят­но: а где тут новость и в чем повод для вне­зап­но­го посы­па­ния голо­вы пеп­лом?

За послед­ние пару меся­цев Трамп и пред­ста­ви­те­ли его коман­ды совер­шен­но чет­ко и откро­вен­но изве­сти­ли всех жела­ю­щих слу­шать о том, что ни меж­ду­на­род­ное пра­во в общем, ни ООН в част­но­сти боль­ше не име­ют ника­ко­го зна­че­ния.

Напри­мер, заме­сти­тель гла­вы адми­ни­стра­ции и совет­ник пре­зи­ден­та США по внут­рен­ней без­опас­но­сти Сти­вен Мил­лер после жал­ких пис­ков Евро­пы из-за втор­же­ния в Вене­су­э­лу заявил, что «США — сверх­дер­жа­ва, и при пре­зи­ден­те Трам­пе мы будем вести себя как сверх­дер­жа­ва». Что каса­ет­ся меж­ду­на­род­но­го пра­ва, то «оно — для сла­ба­ков»: «Вы може­те гово­рить все что угод­но о меж­ду­на­род­ных любез­но­стях и вся­ком таком. Но мы живем в реаль­ном мире, кото­рый управ­ля­ет­ся силой, при­нуж­де­ни­ем и вла­стью. Это желез­ные зако­ны жиз­ни».

Дру­гой вид­ный член Сове­та мира, гос­сек­ре­тарь Рубио, тоже высо­ко оце­нил роль ООН: «ООН? Меня не вол­ну­ет, что гово­рит ООН. ООН поня­тия не име­ет, что она дела­ет».

Сам же Трамп был еще более пря­мо­ли­не­ен. На вопрос, что явля­ет­ся пре­де­лом его вла­сти, он скром­но отве­тил: «Мои соб­ствен­ные мораль­ные убеж­де­ния. Мой соб­ствен­ный ум. Это един­ствен­ное, что может меня оста­но­вить. Мне не нуж­но меж­ду­на­род­ное пра­во».

Забав­но и одно­вре­мен­но печаль­но, что имен­но в этом с пеной у рта обви­ня­ли Рос­сию евро­пей­цы, хотя мы про­сто защи­ща­лись и пыта­лись сохра­нить мир и меж­ду­на­род­ное пра­во.

В одной из недав­них пуб­ли­ка­ций изда­ния Al Jazeera был неожи­дан­но разум­ный пас­саж: «Рус­ские видят себя хра­ни­те­ля­ми ста­ро­го поряд­ка, пре­дель­ны­ми кон­сер­ва­то­ра­ми во внеш­ней поли­ти­ке. Они вос­при­ни­ма­ют воз­глав­ля­е­мый США Запад как реви­зи­о­нист­скую силу, ответ­ствен­ную за демон­таж после­во­ен­но­го миро­по­ряд­ка, и рас­смат­ри­ва­ют вой­ну на Укра­ине как спо­соб про­ти­во­дей­ство­вать этой реви­зии».

На про­шед­шей недав­но цере­мо­нии вру­че­ния вери­тель­ных гра­мот со сто­ро­ны новых послов ино­стран­ных госу­дарств пре­зи­дент Рос­сии Вла­ди­мир Путин осо­бым обра­зом под­черк­нул при­вер­жен­ность нашей стра­ны к сохра­не­нию при­знан­ных меж­ду­на­род­ных норм и соот­вет­ству­ю­щих инсти­ту­тов. В част­но­сти, Путин отме­тил, что «Рос­сия высту­па­ет за укреп­ле­ние клю­че­вой, цен­траль­ной роли в миро­вых делах Орга­ни­за­ции Объ­еди­нен­ных Наций», и под­черк­нул «вос­тре­бо­ван­ность закреп­лен­ных в Уста­ве ООН импе­ра­ти­вов», в том чис­ле рав­но­пра­вия, ува­же­ния суве­ре­ни­те­та, невме­ша­тель­ства во внут­рен­ние дела и раз­ре­ше­ния спо­ров путем диа­ло­га.

Путин напом­нил, что 80 лет назад, после окон­ча­ния Вто­рой миро­вой вой­ны, «наши отцы, деды, пра­де­ды» смог­ли объ­еди­нить­ся, най­ти баланс инте­ре­сов и дого­во­рить­ся о пра­ви­лах меж­ду­на­род­но­го обще­ния, а сей­час «вме­сто диа­ло­га меж­ду госу­дар­ства­ми зву­чит моно­лог тех, кто по пра­ву силь­но­го счи­та­ет допу­сти­мым дик­то­вать свою волю, поучать жиз­ни и отда­вать при­ка­зы».

Эстон­ский Меж­ду­на­род­ный центр обо­ро­ны и без­опас­но­сти в мате­ри­а­ле под назва­ни­ем «2026?й: год пло­хих вари­ан­тов для Евро­пы» впер­вые озву­чил кра­моль­ную мысль: Евро­па ошиб­лась, и, воз­мож­но, теперь нуж­но будет про­сить у Рос­сии про­ще­ния, ина­че Евро­пе конец. «Госу­дар­ства, кото­рые обла­да­ют зна­чи­тель­ной воен­ной мощью и поли­ти­че­ской волей ее при­ме­нять, — в част­но­сти, США, Китай и Рос­сия — уже взя­ли чет­кий курс на кон­со­ли­да­цию сво­их сфер вли­я­ния. Эсто­нии (и всей Евро­пе) сле­ду­ет избе­гать жест­кой ответ­ной пози­ции, утвер­жда­ю­щей, что любое вза­и­мо­дей­ствие с Моск­вой по сво­ей сути непра­виль­но или опас­но. Подоб­ный под­ход не помо­жет сфор­ми­ро­вать буду­щую поли­ти­ку Евро­пы в отно­ше­нии Рос­сии».

При­мер­но то же самое вче­ра озву­чил быв­ший ген­сек НАТО Стол­тен­берг, кото­рый при­звал сроч­но «вос­ста­нав­ли­вать диа­лог с Рос­си­ей» и «гово­рить с ней как с сосе­дом».

Путин ска­зал, что Рос­сия гото­ва к вос­ста­нов­ле­нию отно­ше­ний с Евро­пой: и «хочет­ся верить», что со вре­ме­нем Рос­сия и Евро­па «вер­нут­ся к нор­маль­но­му, кон­струк­тив­но­му обще­нию».

Но ослеп­лен­ная нена­ви­стью, зави­стью и стра­хом Евро­па в оче­ред­ной раз сде­ла­ла став­ку на про­ти­во­сто­я­ние с Рос­си­ей, и это теперь может окон­чить­ся сти­ра­ни­ем ее с поли­ти­че­ской и исто­ри­че­ской кар­ты — если толь­ко мы сно­ва не при­дем на помощь.

Вопрос один: сто­ит ли?

Кирилл Стрель­ни­ков, РИА Ново­сти

БПЛА ВСУ повре­дил кры­шу жило­го дома в Беслане