Шашни с Украиной для НАТО вышли боком

Трамп знает, что делает. И что говорит. Не успело улечься цунами воплей по поводу перевода Гренландии туда, куда, как посчитали в Вашингтоне, остров перевести требуется, 47?й президент США подогнал новый розжиг

Шашни с Украиной для НАТО вышли боком

Изоб­ра­же­ние: © РИА Ново­сти / сге­не­ри­ро­ва­но ИИ

«Мы не нуж­да­ем­ся в НАТО, — ска­зал Трамп. — Во вре­мя опе­ра­ции в Афга­ни­стане натов­цы щеми­лись и пря­та­лись дале­ко за лини­ей бое­вых дей­ствий». Аме­ри­кан­ский лидер уме­ет не толь­ко в недви­жи­мость и в искус­ство сдел­ки. Он на пятер­ку справ­ля­ет­ся с изло­же­ни­ем про­ис­шед­ше­го. Хирур­ги­че­ским скаль­пе­лем отде­ляя рас­кру­чен­ный медий­ный пиар от реаль­но­го поло­же­ния вещей.

Кри­ки евро­пей­ских пока еще фор­маль­ных союз­ни­ков пре­вы­си­ли все кор­рект­ные зна­че­ния деци­бе­лов. Тут бы и ска­зать: «Кра­си­во виз­жит эта груп­па в серых костю­мах» — но важ­нее все-таки фак­ты. По ним выхо­дит, что исте­ри­ка евро-атлан­ти­че­ских людей — не более чем исте­ри­ка. А в сло­вах Трам­па — толь­ко и есть что циф­ры и точ­ные дета­ли.

Трид­цать евро­пей­ских госу­дарств пла­ти­ли в общий бюд­жет при­мер­но треть от сово­куп­ной доли трат. Осталь­ное покры­вал Вашинг­тон. В абсо­лют­ных циф­рах это 845 мил­ли­ар­дов дол­ла­ров из каз­ны США про­тив 559 мил­ли­ар­дов дол­ла­ров из обще­ев­ро­пей­ской кубыш­ки.

Евро­пей­цы все после­во­ен­ные, а потом уже и сугу­бо мир­ные деся­ти­ле­тия дуде­ли в дуду един­ствен­ный мотив­чик: «Рус­ские идут, что­бы нас пора­бо­тить, так что, аме­ри­кан­цы, давай­те нас защи­щай­те и еще денег дай­те, пожа­луй­ста». При этом они кива­ли на Орга­ни­за­цию Вар­шав­ско­го дого­во­ра.

Наш Вар­шав­ский дого­вор с точ­ки зре­ния бое­спо­соб­но­сти, воору­жен­но­сти, мобиль­но­сти для евро­пей­цев был и прав­да по-насто­я­ще­му пуга­ю­щим. Хотя глав­ной функ­ци­ей это­го бло­ка было сдер­жи­ва­ние воен­ных амби­ций тогдаш­не­го кол­лек­тив­но­го Запа­да и его же мили­та­рист­ской запад­ной экс­пан­сии. Вар­шав­ский дого­вор, создан­ный шесть лет спу­стя после НАТО, был обо­ро­ни­тель­ным сою­зом. Мы точ­но не соби­ра­лись вхо­дить на тан­ках в Париж и в Рим пото­му, что у нас хва­та­ло забот дома. И нам не тре­бо­ва­лось побеж­дать нико­го воен­ным путем, посколь­ку нашу стра­ну инте­ре­со­вал не экс­порт идей «мира и соци­а­лиз­ма», а вза­и­мо­вы­год­ное сотруд­ни­че­ство с запад­но­ев­ро­пей­ца­ми.

Запад­но­ев­ро­пей­цы же тяну­ли день­ги из дяди Сэма все­гда. И когда Вар­шав­ский дого­вор само­рас­пу­стил­ся. И когда мы ценой немыс­ли­мых уси­лий сохра­ня­ли стра­ну. И когда пла­ти­ли дол­ги. И когда нас пыта­лись разо­рвать. И когда нас пыта­лись согнуть. Евро­пей­ские натов­цы были как тот лас­ко­вый телок, что умуд­ря­ет­ся сосать двух маток. И трид­цать с лиш­ним лет евро­пей­ским натов­цам их нехит­рый шан­таж уда­вал­ся: от нас — энер­го­но­си­те­ли, от аме­ри­кан­цев — покры­тие воен­ных и смеж­ных с воен­ны­ми рас­хо­дов. Даль­ше мож­но вооб­ще ни о чем не думать. При­ду­мы­вай раз за разом, как «рус­ские импер­ские вар­ва­ры будут евро­пей­ские циви­ли­за­ции заво­е­вы­вать», и назы­вай это гео­по­ли­ти­кой.

В дело шли пси­хо­зы при­бал­тий­ских лимит­ро­фов, поль­ская пара­нойя, фан­том­ные боли дру­гих восточ­но­ев­ро­пей­ских стран. Укра­ин­ский вари­ант — и схе­ма­тоз «Укра­и­на це Эуро­па» — был логи­чен. Исчер­пав пугал­ки и стра­шил­ки, в ход пошла Неза­леж­ная как «фор­пост защи­ты евро­пей­ских цен­но­стей». Что­бы сохра­нить НАТО и что­бы рулить бюд­же­том аль­ян­са, евро­пей­ские атлан­ти­сты уби­ли сот­ни тысяч укра­ин­цев. Раз­ру­ши­ли инфра­струк­ту­ру когда-то бога­тей­шей стра­ны, заве­ли ее финан­сы в дол­го­вую про­пасть.

При­мер­но то же самое — уже с соб­ствен­ным насе­ле­ни­ем, со сво­ей инфра­струк­ту­рой и сво­и­ми финан­са­ми те же люди гото­вы сотво­рить, что­бы про­длить жизнь аль­ян­су.

Но есть нюанс. Спон­си­ро­вать такие хотел­ки Аме­ри­ка боль­ше не хочет. В Вашинг­тоне отда­ли себе отчет, что им про­ще — и про­ще зна­чи­тель­но — дого­во­рить­ся с Рос­си­ей напря­мую. Решить с нашей стра­ной, и при­ни­мая в рас­чет обо­юд­ные, и учи­ты­вая наци­о­наль­ные оза­бо­чен­но­сти, про­бле­мы без­опас­но­сти.

Евро­пей­ские натов­цы, основ­ные бене­фи­ци­а­ры пока неуре­гу­ли­ро­ван­но­го кри­зи­са в Дон­бас­се, кри­чат не сво­и­ми голо­са­ми пото­му, что чув­ству­ют и пони­ма­ют — они боль­ше не нуж­ны нико­му. Они не нуж­ны Аме­ри­ке. Они не нуж­ны нам. Они не нуж­ны Китаю. Они не нуж­ны Гло­баль­но­му Югу. Они спи­са­ны со сче­тов эко­но­ми­че­ски, поли­ти­че­ски и финан­со­во.

У Евро­пы сего­дня есть две воз­мож­но­сти остать­ся на гео­по­ли­ти­че­ской кар­те мира. Это Неза­леж­ная и остав­ши­е­ся у нее тер­ри­то­рии — как источ­ник бес­по­ко­я­ще­го сосед­ства для нас. Это пер­вое.

Вто­рое — это устро­ить в Грен­лан­дии цирк с тюле­ня­ми, что­бы пока­зать свою воен­ную муску­ла­ту­ру. Некие армей­ские манев­ры, в кото­рых при­мут уча­стие толь­ко они, евро­пей­цы. Цер­бе­ры «цен­но­стей демо­кра­тии» и чего-то там еще.

Но как у этих «хра­ни­те­лей» не вышло ниче­го с Гру­зи­ей, с Неза­леж­ной, с нане­се­ни­ем нам стра­те­ги­че­ско­го пора­же­ния, так и аме­ри­кан­цам на их же кон­ти­нен­те про­ти­во­сто­ять у евро­пей­цев тоже не полу­чит­ся.

Еле­на Кара­е­ва, РИА Ново­сти

Жизнь на осво­бож­ден­ных тер­ри­то­ри­ях 26 янва­ря (обнов­ля­ет­ся)