26 января 1959 года на советские киноэкраны вышла вторая по успешности кинокартина студии Довженко за всю её историю – "Голубая стрела". Это был идеологически выдержанный шпионский боевик, который в силу особенности того времени и ещё существовавшего в СССР малокартинья, принёс бюджету страны хорошую кассу
В 1955 году Московский литературный институт им. М. Горького закончил бывший ленинградец, фронтовик, инвалид войны Владимир Михайлович Черносвитов. Уже в следующем году была опубликована его первая повесть "Голубая стрела" о советских лётчиках, моряках, чекистах и вражеских шпионах.
Судьба у этого человека сложилась драматически. В юности он мечтал стать геологом, а потому на каникулах ещё подростком подрабатывал рабочим в геологоразведывательных партиях на Урале, в Средней Азии, на Дону. После школы он три года работал на Колыме и Чукотке, но в 1938 году его призвали в армию и направили в Киев в училище связи. Через год он в составе сводного батальона курсантов-добровольцев отправился на войну, где получил первое тяжёлое ранение. Его демобилизовали – он работал в Москве в каком-то, судя по всему, из учреждений НКВД.
В декабре 1942 года Черносвитова снова призвали в армию и отправили на Сталинградский фронт. В том же месяце его тяжело ранило, когда взвод, которым он командовал, прорывался к окружённому штабу батальона. После выздоровления с мая 43-го сражался в составе 160-го отдельного мотострелкового полка. Возглавив отделение, он пробился к раненому помощнику командира и вынес его с поя боля, хотя сам получил лёгкое ранение и потерял несколько людей.
В июле 1943 года полк Черносвитова сражался на Курской дуге в районе Прохоровки. Во время вражеского прорыва в район расположения штаба 5-го гв. танкового корпуса у станции Беленихино, он, как офицер связи корпуса, остался прикрывать отход штабной колонны. В результате получил ещё одно тяжёлое ранение.
В апреле 1944 года Черносвитов, уже в звании майора, командовал усиленной ротой в составе 205-го батальона спецназначения. Ночным десантом рота высадилась южнее города Керчь, нарушила вражескую связь, подорвала мост и склад с боеприпасами. При завязке боя Черносвитов был тяжело ранен в четвёртый раз. К рассвету он вывел остатки роты к берегу моря, откуда она была эвакуирована. Врачи комиссовали храброго майора, присвоив 2-ю группу инвалидности.
Из-за искалеченной руки о профессии геолога пришлось забыть, поэтому Владимир Михайлович стал журналистом, театральным критиком, а затем и писателем, причём довольно успешным. Его первая же повесть "Голубая стрела" стала, как бы сейчас сказали, бестселлером. Её решили экранизировать на Киевской киностудии им. Довженко.
Сценаристом оставили Черносвитова, но в помощь к нему прикрепили более опытного кинодраматурга Владимира Абрамовича Алексеева (настоящая фамилия Розенштейн). Тот как раз накануне закончил работу над культовым фильмом того времени "Тайна двух океанов" (1955-56). В результате фамилии главных героев повести стали в сценарии украинскими: лётчик Петров превратился в Карпенко, а раскаявшийся диверсант Иевлев – Остапчука.
По сюжету "Голубой стрелой" называется суперсовременный и сверхсекретный реактивный самолёт, который испытывает главный герой – лётчик-истребитель морской авиации. Его техник-механик пробалтывается на пляже прекрасной незнакомке о времени вылета самолёта. Это позволяет вторгнувшемуся в наше воздушное пространство неопознанному истребителю сбить "Голубую стрелу", которая падает в море, но лётчик успевает выпрыгнуть с парашютом. Катапультируемых кресел тогда ещё не было – серийно их стали выпускать только в 1965 году.
В море Карпенко подбирает подводная лодка, экипаж которой одет в советскую форму, говорит по-русски, но лётчик вскоре понимает, что это – замаскированные вражеские диверсанты, набранные из бывших власовцев, бандеровцев и прочих предателей. Лодка должна вывезти за пределы территориальных вод СССР какую-то важную деталь самолёта, но корабли нашего флота блокируют её. Карпенко при содействии одного из моряков-диверсантов, Остапчука, который раскаялся и хочет вернуться домой, лишает подлодку хода, и её экипаж сдаётся.
Карпенко начинает подозревать, что экипаж липовый, когда начинает говорить по душам с Остапчуком. Они выясняют, что являются земляками, оба из Киева, но Остапчук "прокалывается", что был в Киеве три года назад и видел разрушенный Крещатик. Центральную улицу украинской столицы действительно во время войны разрушили, причём подорвали почти все её здания наши же сапёры, похоронив под обломками немало немецких солдат и офицеров. В 90-е, на фоне антисоветской истерии, некоторые "правдолюбы" с пеной у рта доказывали, что там погибло и много советских граждан, но дело в том, что немцы сразу же после оккупации города выселили из его центра всех посторонних. Кто-то мог, однако, погибнуть во время подрыва комендатуры, в которой немцы потребовали зарегистрироваться всем рабочим.
Остапчук, судя по его рассказу, был в Киеве в 1955 году, но при этом утверждает, что улица лежит в руинах. Однако их убрали уже к концу 1944 года, к осени 1945-го – положили асфальт и насадили деревья, те самые легендарные киевские каштаны. В 1955 году уже шло завершение строительства нового архитектурного ансамбля Крещатика, который на десятилетия сделал его одной из самых красивых советских улиц.
Главную роль лётчика Карпенко сыграл малоизвестный в наше время актёр Центрального Театра Советской Армии Андрей Янович Гончаров (настоящие имя и фамилия Генрих Лаубе). Его отца, бывшего латышского стрелка, а затем видного советского чиновника, репрессировали в 1938 году. Сын взял фамилию дальнего родственника. В 17 лет добровольцем вступил в отряд партизан – истребителей танков, затем работал в шахте. Три месяца отучился в театральном училище им. Щепкина, затем учился в школе-студии при МХАТ СССР им. Горького, которую окончил весной 1948 года. В его карьере было всего четыре киноленты, из которых "Голубая стрела" оказалась наиболее успешной.
Раскаявшегося диверсанта-подводника сыграл ещё один фронтовик, актёр киевского Драматического театра им. Леси Украинки Николай Муравьёв. Во время войны он служил артиллеристом-наводчиком, получил тяжёлое ранение. У него тоже в копилке немного кинолент, всего 10, но среди них есть "Тихий Дон" (1958), в котором он сыграл расстрелянного казаками красного командира Подтёлкова. Прожил этот актёр недолго, всего 42 года – скончался в 1959 году, как раз, когда "Голубая стрела" вышла на большие экраны.
Из хорошо известных актёров стоило бы упомянуть Бориса Кузьмича Новикова – звезду театра Моссовета (он играл в это время в очень популярном спектакле о Василии Тёркине). Современные поколения лучше всего помнят его голос, так как им говорит почтальон Печкин в советском цикле мультфильмов о Простоквашино. Он, кстати, тоже в юности сражался в ополчении.
Культовый актёр 40-х и 50-х, Иван Переверзев, сыграл главную отрицательную роль командира вражеской диверсионной подводной лодки, в прошлом – белого офицера. Он дважды мастерски уходит от советских кораблей. Первый раз сбить их со следа удаётся, запустив имитатор подводной лодки, за которым они и бросаются. Второй раз лодка выбрасывает на поверхность разный мусор, взглянув на который советские моряки решают, что потопили своих. У Переверзева множество главных ролей в целом ряде замечательных фильмов, из которых особенно выделяется Фёдор Ушаков из фильмов "Адмирал Ушаков" (1953) и "Корабли штурмуют бастионы" (1953).
Но самым известным актёром в фильме, конечно, является Павел Луспекаев, которому его звёздную роль бывшего царского таможенника Верещагина в "Белом солнце пустыни" (1969) предстояло сыграть через 10 лет. А пока что он, бывший партизан с отмороженными, но пока ещё не ампутированными пальцами ног, сыграл в "Голубой стреле" эпизодическую роль контр-адмирала Черноморского флота.
Постановкой фильма занимался малоизвестный режиссёр киностудии Довженко Леонид (Израиль) Самойлович Эстрин. В его "копилке" всего 5 кинолент, из которых "Голубая стрела" оказалась самой успешной.
Студийные съёмки велись в Киеве, а натурные – в Крыму и у его берегов: в Феодосии и Балаклаве. Роль "Голубой стрелы" сыграл истребитель МиГ-17, который в первых кадрах фильма взлетает на фоне более современных истребителей МиГ-17ПФ. В роли субмарины диверсантов выступила дизель-электрическая подводная лодка послевоенного проекта 613. Уже под занавес киноленты показан взлёт вертолёта морской авиации Ка-15 и пролёт нескольких Ми-4.
В наше время фильм, конечно, выглядит немного прямолинейным и простоватым, но он по-прежнему вполне может вызывать интерес, как яркий пример кинематографа эпохи начала "оттепели". Ну а нашим дедушкам и бабушкам он казался очень интересным, почему и собрал 44,5 млн. зрителей.








































