Американские дипломаты впервые за три года отказались от антироссийской риторики и проголосовали за нейтральную резолюцию по Украине. Глядя на США, их союзники даже растерялись и не знали, что делать.
Резолюции было три. Две приняли на Генассамблее ООН, но там решения носят декларативный характер, а еще одну резолюцию — в Совбезе ООН, это уже юридически обязывающий документ. Некоторые называют это голосование переломным. В Совбез входят пять постоянных членов плюс 10 меняющихся стран. В итоге за так называемую нейтральную резолюцию по российско-украинскому конфликту проголосовали Россия, США и Китай. К этой тройке присоединились Алжир, Гайана, Сьерра-Леоне, Пакистан, Панама, Сомали — уже достаточно девяти голосов за принятие этой резолюции. Десятым голосом «за» идет даже Южная Корея.
Три европейских страны — Греция, Словения и Дания — воздерживаются. Хотя за несколько часов до этого датский премьер жестко давала понять — никаких мирных путей не надо. И основная интрига, хватит ли сил Франции или Великобритании проголосовать против, наложить вето и, соответственно, забанить резолюцию. Франция и Великобритания в итоге тоже воздержались. Результат: 10 — за, 5 — воздержались, никто не проголосовал против. Хотя буквально за час до этого на спецсессии Генассамблеи, где голосуют все страны — члены ООН, большинство европейцев голосовали за жесткие формулировки в адрес Москвы.
В зале Генассамблеи Франции и Великобритании удалось протащить в текст американской резолюции «жесткие» поправки, осуждающие Россию. Поэтому они и голосовали «за» американский текст. Но в Совбезе ООН изменить документ уже не удалось, а когда резолюцию вынесли на голосование, Парижу и Лондону просто не хватило духа использовать свое право вето, чтобы ее заблокировать. Ведь пойти против документа, в котором простыми словами прописан призыв к немедленному прекращению огня и установлению прочного мира на Украине, означало бы поддержать войну.
Позиция Франции по нейтральной резолюции, без жестких формулировок в адрес России, менялась параллельно с тем, как Макрон встречался в Белом доме с Трампом. На Генассамблее Париж голосовал против нейтральной резолюции, потом начались переговоры Макрона и Трампа, а спустя час Франция уже на Совбезе голосует за нейтральную резолюцию. Так же голосовала и Великобритания, хотя ее премьер-министр только готовится к переговорам с Трампом.
Это к вопросу о том, что подобные голосования отражают подвижность или корректировку траекторий отдельных стран, и это, естественно, анализируют дипломатические службы крупных держав.
Макрон по-прежнему старается застолбить за собой статус лидера Старого Света и найти хоть какой-то баланс в меняющихся обстоятельствах. Во-первых, еврокомиссар Сежурне, близкий политик к Макрону, предложил Киеву европейское соглашение по редкоземельным элементам. С одной стороны, в пику Вашингтону, с другой стороны, Евросоюз пытается так сесть за большой стол переговоров по Украине. Во-вторых, в Европе ищут сигналы от США, будет ли Вашингтон сокращать свои расходы на американский контингент, в том числе на содержание американского ядерного оружия на территории Европы. Из окружения Макрона уже дали понять, что Франция готова перебросить самолеты уже со своими ядерными авиабомбами в Германию, чтобы в случае чего заменить американцев в структуре евробезопасности. И того же Макрон ждет от Великобритании.
Посмотрев на визит Макрона в Вашингтон, Стармер может не спеша переобуться дома: английские карикатуристы предлагают взять ему в подарок американскому президенту бюст Путина и выучить русский — единственный язык, который Трамп понимает. Кира Стармера в США провожают смешные заголовки местной прессы: «Сможет ли британский премьер отговорить американского президента от общения с Путиным», «Сможет ли он понять, существуют ли по-прежнему особые отношения» и даже «Случится ли между Трампом и Стармером вспышка, как в фильме „Реальная любовь“». Но вместо любви есть реальные опасения, что Стармера постигнет участь поляка Дуды, чья аудиенция длилась десять минут.
В Москве тоже наблюдают за траекторией европейских стран после российско-американских контактов.
Сергей Лавров, министр иностранных дел РФ: «Хочу констатировать, что вчерашние мероприятия в ООН на Генеральной ассамблее, в Совете Безопасности показали одну очень важную вещь: понимание безальтернативности такого подхода, который будет направлен на устранение первопричин кризиса, пусть медленно, но пробивает себе дорогу».
Дмитрий Песков, пресс-секретарь президента РФ: «Заявления, которые делаются из Брюсселя и так далее, которые в том числе и из Киева звучали вчера, они пока о сбалансированности не сигнализируют, но, возможно, по итогам контактов европейцев с американцами как-то в Европе будут тяготеть к большему балансу».
За Европой в Москве, понятно, пристально наблюдают. Еще один важный игрок на мировой арене — Китай. Западные медиа пишут, что Пекин может оказаться недоволен всеми этими возможными изменениями и сближением Москвы и Вашингтона. Впрочем, в китайском англоязычном издании Global Times, которое считается главной площадкой китайских властей для внешнеполитических вопросов, вышла большая редакционная статья. В ней говорится, что Западу «не стоит недооценивать китайско-российские отношения и рассматривать их через устаревший менталитет холодной войны», а также подчеркивается, что «связи Пекина и Москвы доказывают, что взаимодействие между державами могут выходить за рамки конкуренции и конфронтации, открывая региону и миру большие возможности для развития».