Вчера СМИ писали о старшекласснике, который вскрыл отцовские сейфы и отдал мошенникам с Украины 200 миллионов рублей. Сумма - огромная, и стали появляться комментарии - "Так им и надо, если эти люди умственно недееспособны". Телефонное мошенничество достигло критических масштабов, эксперты уже назвали это зомбиапокалипсисом. Когда люди отдают гигантские деньги, причем кредитные, с продажи единственной квартиры, это вызывает раздражение. Кому-то кажется - со мной этого никогда не случится. Случится. Каждого можно чем-то подцепить.

На днях я была свидетелем, как пытались развести мою маму. Ей позвонили и сказали, что звонят от папы. Было поздно, он был в гостях. Мама спросила - "А почему он сам не звонит?". Мужской голос прокричал - "Вы мне что, тут допрос, как в гестапо, устраиваете?" - и бросил трубку. Типа не ему нужен этот разговор, он одолжение делает. Манипуляция. Следом пришло смс с двумя номерами, по которым мы можем связаться, чтобы найти отца. Я маме сразу сказала, что это - мошенники, и звонить по их номерам не надо. Но мама уже начала нервничать. Она тоже понимала, что это мошенники, но вот эти приемы все равно вгоняют человека в панику. Она набрала отца, и за ту минуту, пока он не брал трубку, я думаю, мы все потеряли частичку здоровья. У него, к счастью, все было хорошо, кто звонил, он не знал. Но я про себя отметила, в эту минуту паники с человеком можно делать что угодно. В эту минуту человека можно зомбировать. А специалисты говорят, что в этот момент в мозг выбрасываются гормоны, и человеком можно манипулировать ещё три дня.

Хорошо, что банки сейчас сами начали "раззомбировать" людей. Мы писали об Уральском форуме, в котором принял участие Т-Банк. Там со сцены прозвучали звонки - разговор сотрудника банка с человеком, которого взяли в оборот телефонные мошенники. Это - практически инструкция, как от мошенников защититься.

Например, приводился такой диалог сотрудника банка с человеком, попавшим в разработку к мошенникам:

– Как вы думаете, операция могла быть связана с мошенничеством? – спрашивает сотрудница банка.

– Нет-нет, - отвечает пожилой мужчина.

– Почему вы так считаете?

– Потому что я сам переводил.

– Люди думают, что они самостоятельно переводят, но вас не смущает, что пополнение происходит через третьих лиц? Мошенники же просто просят вас перевести деньги по номеру телефона. Это – операция очень высокого риска, и если что-то пойдет не так – а оно пойдет не так – вы не сможете эти деньги вернуть. Операция приравнена к подарку. Это все равно, что к вам человек на улице подойдет и скажет, что поможет вам заработать, вы отдадите ему пачку наличных, он уйдет и все.

­– Понял, понял, - как будто очнувшись от морока, отвечает мужчина.

Если же разговор человеку не помогает и мошенники продолжают манипулировать, к нему выезжает сотрудник банка. Но говорят, что на количество обращений приходится всего 3% выездов, то есть люди и по телефону все понимают, и включается противодействие. Просто им нужно помочь, и не говорить - "А вот я никогда бы не попался". Ну не попался бы и молодец. А другим надо помочь. И это хорошо, если близкий родственник, как в моем случае, стоит над душой и говорит - "Это мошенники! Это мошенники!". А если нет?