Президент США пытается продавить выгодные ему сделки с Россией и Ираном, однако его угрозы выглядят невыполнимыми. Их реализация ударит по экономике самих Штатов и кошельку потенциального избирателя.
Президент США Дональд Трамп со своим принципом "я заключу со всеми сделку любой ценой" становится все более воинственным. В недавнем интервью глава Белого дома заявил, что если с Россией не удастся заключить соглашение о прекращении конфликта на Украине и если он будет считать виновной Россию, он введет вторичные пошлины на всю российскую нефть.
Одновременно из уст американского президента прозвучали и другие угрозы. Речь идет об Иране. Трамп заявил, что правительство в Тегеране должно либо в течение двух месяцев заключить сделку по ядерному оружию с США, либо подвергнется "таким бомбардировкам, каких раньше не видело".
Со стороны все это выглядит грозно. Но готовы ли США опрокинуть мировой рынок нефти новыми рестрикциями и пошлинами, рискуя поднять ценник на своих же автозаправках? Более того, готов ли Вашингтон действительно начать войну с Ираном, у которого есть самая сильная армия на Ближнем Востоке, куча ракет и контроль над проливом, через который проходит до 20% нефти и газа мирового рынка?
Цена санкций
Во время своей предвыборной кампании нынешний глава Белого дома неоднократно говорил, что он чуть ли не за сутки может остановить конфликт на Украине и якобы сможет без проблем договориться с Россией.
Когда Трамп получил должность главы Белого дома, он действительно начал заниматься этим вопросом. Многочисленные переговоры с российской и украинской стороной в Саудовской Аравии – тому подтверждение. Однако до сих пор хоть какой-то конкретный результат он продемонстрировать не может.
Есть только предварительные договоренности, которые еще надо уговорить выполнять Киев – который чуть ли не прямым текстом говорит, что не хочет делать этого. Впрочем, позиция Украины – вопрос второстепенный. Гораздо интереснее, насколько далеко готов зайти Белый дом, учитывая, какие угрозы он сегодня озвучивает.
Игры в санкции против России со стороны Запада довольно часто кончались тем, что инициаторы рестрикций в итоге несли убытки. Европа, отказавшаяся от нефти и нефтепродуктов из России – которая тут же нашла покупателей в Азии – не даст соврать.
Однако Трамп все же угрожает очередными ограничительными мерами против российской нефтянки. Точнее, пошлинами.
"Это будет означать, что те, кто будет закупать нефть у России, не смогут вести бизнес в США. 25% тариф на нефть и другие продукты, продаваемые в Соединенных Штатах, вторичные тарифы будут введены в течение месяца, если не будет достигнуто соглашение о прекращении огня", – заявил Дональд Трамп. Он добавил, что собирается на неделе поговорить с российским президентом Владимиром Путиным.
Таким образом, Трамп пытается реализовать схему "я сейчас покажу, куда тебя ударю, а пока что давай поговорим – вдруг ты согласишься". К сожалению для него, Россию этим вряд ли получится испугать. Все-таки против ее нефтянки и так регулярно вводят санкции, однако экспорт почему-то продолжается, танкеры все еще везут черное золото, а альтернативные объемы на мировом рынке никто не предложил.
Более того, в 2022-м, когда еще при Джо Байдене начали вводить рестрикции против нефтяного сектора РФ, стоимость нефти в мире настолько подскочила, достигнув ценовой отметки 114 долл. за баррель, что на американских заправках цена бензина выросла почти до 2 долл. за литр – при том, что обычная стоимость в этой стране не превышала одного доллара. Все-таки доля нефти в ценообразовании топлива США занимает до половины стоимости, поэтому чем выше показатель черного золота на мировом рынке, тем больше американский автовладелец платит за бензин.
Надо ли Трампу, чтобы сейчас ценник на американских АЗС, который сейчас колеблется в районе 85 центов за литр, опять пошел вверх? Вряд ли.
Слишком важный игрок
В беседе с Baltnews аналитик Фонда национальной энергетической безопасности (ФНЭБ), эксперт Финансового университета при Правительстве РФ Игорь Юшков пояснил, что во многом это была эмоциональная игра Трампа. И отчасти он играл на внутреннего потребителя, пытался показать, что он жесткий лидер, что он доминирует в переговорах и будет в дальнейшем навязывать и России, и Украине свою волю. В американской политической культуре это важно.
"Президент США понимает, что для РФ очень важна нефтяная отрасль. Это основа бюджета, основа экспортных доходов, именно поэтому она и является предметом угроз. Но при этом мы видим, что четкого плана у американского президента нет. Никакой проработанной программы.
Трамп заявил, что введет вторичные пошлины на российскую нефть. Это означает, что на товары, которые ввозятся в США, чтобы их пропустили в страну, нужно заплатить определенный процент от этого товара в американский бюджет. Но Россия по санкциям самих Штатов с 1 апреля 2022 года не поставляет нефть и нефтепродукты на рынок США. Получается, что Трамп не может напрямую взимать пошлины", – заключил эксперт.
Выходит, по задумке главы Белого дома, если российская компания поставляет нефть в Китай или Индию, то ей нужно отчислять 25% от стоимости в американский бюджет? Как отметил Игорь Юшков, никто этим заниматься, конечно, не будет.
Возможно, в Вашингтоне намерены повторить опыт Венесуэлы, и это даже могло бы быть логично. То есть государство, которое будет покупать венесуэльскую нефть, не имея на это лицензию США, будет вынуждено платить пошлины за поставки своих товаров в Штаты. Но аналитик обозначил одну важную проблему. Если применить такую же стратегию к России, это может привести к параличу мировой торговли.
"Индия и Китай – два крупнейших потребителя нефти РФ – либо не смогут торговать с США, либо будут вынуждены отказаться от российской нефти. А это суммарно примерно 4 миллиона баррелей в сутки. Да, во втором случае Москва понесет убытки. Но при этом она сократит добычу", – подчеркнул Игорь Юшков.
Важно добавить, что мировой рынок нефти приходил в хаос, а ценники менялись со страшной скоростью и из-за "выпадения" из оборота гораздо меньших объемов. К примеру, в 2014-м, когда с рынка пропало около 1,5 млн б/с. В 2022-м году, когда РФ перестраивала логистику из-за санкций в течение месяца и заключила новые контракты, из рынка выпало около 1 млн б/с. Этого хватило, чтобы цена подскочила до 120 долл. за баррель. Тогда, в июне 2022 года, был поставлен исторический рекорд по стоимости топлива в США.
"В итоге РФ, хоть и продавала какое-то время меньше нефти, но заработала также за счет высоких цен. Даже в условиях предоставления скидки азиатским покупателям. Сейчас может повториться такая же история. Санкции, которые направят на РФ, ударят по самим же США. Поэтому вводить их Белому дому крайне сложно", – считает аналитик ФНЭБ.
Напугать, но не воевать
Похожая ситуация наблюдается с Ираном и угрозами Трампа начать бомбардировку, если Тегеран не заключит с Вашингтоном сделку по ядерному оружию, подразумевающую отказ от разработки последнего. Во-первых, доля иранской нефти на мировом рынке тоже весьма серьезная. Тегеран экспортирует около 1,5 млн б/с.
Во-вторых, Иран контролирует Ормузский пролив, через который идут танкеры с нефтью не только из этой страны, но и из других ближневосточных государств. В целом каждые сутки через пролив проходит около 21 млн б/с. Для сравнения: мировое потребление сейчас – это примерно 102 млн б/с. Если рынок лихорадило из-за потери 1-2 млн б/с, можно предположить еще более серьезные ценовыми скачки, если исчезнет 20 млн.
В-третьих, есть политические риски. Воевать с Ираном – это не Югославию побомбить и уйти. У этой страны есть флот, авиация и самая сильная в ближневосточном регионе армия. Более того, в 2023 году Иран представил гиперзвуковую ракету Fattah и не так давно показал миру, что может организовать, например, атаку роя беспилотников, что хорошо на себе прочувствовал Израиль.
Нужна ли Трампу новая кровопролитная война? Эксперт Финансового университета при Правительстве РФ Руслан Сафаров рассказал в беседе с Baltnews, что США совершенно не готовы к сценарию, при котором будет развязана война с Ираном. Но текущая ситуация такова, что Дональду Трампу необходимо решить две совершенно противоположные задачи.
"Первая задача американского президента – подыграть израильскому лобби. И, по-хорошему, это подыгрывание должно привести к войне. Но Трамп не хочет развязывать конфликт, поскольку это будет означать обрушение всех его экономических планов.
Именно поэтому сейчас идет такое танго с иранцами. Американский президент то пряник предложит в виде ядерной сделки, которую сам же и разрушил во время своего предыдущего срока, то начнет бомбить хуситов и угрожать", – считает политолог.
Сафаров отметил, что ситуация сильно отличается от заявлений Трампа.
"Я думаю, что сейчас идут переговоры, в том числе через Россию. И договариваются стороны о том, как тихо и спокойно нивелировать эту проблему. Сделать так, чтобы иранцы заключили ядерную сделку, вышли на нефтяной рынок, опустив цены.
Конечно, у Трампа есть задача отработать деньги своих спонсоров, то есть не подставить Нетаньяху. Но при этом начинать войну он не хочет. Тогда разбомбят все месторождения, перекроют Ормузский пролив. Кому это нужно? Для Трампа это будет означать, что он проиграет следующие выборы, да и стоить такая война будет очень дорого. Так что в ход идут угрозы, которые всегда являлись частью его политической стратегии", – предположил политолог.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.