За падением «ермаковщины» следует кампания по травле Зеленского

Как и положено в суперперсонифицированной политике, отставка руководителя Офиса президента Украины Андрея Ермака вызвала взрыв ликования и разнообразных прогнозов — от оптимистических до грустно-печальных

За падением «ермаковщины» следует кампания по травле Зеленского

Фото: Volodymyr Tarasov/Keystone Press Agency/Global Look Press

К при­ме­ру, что побе­да ори­ен­ти­ро­ван­ных на демо­кра­тов сил озна­ча­ет сво­ра­чи­ва­ние мир­ных пере­го­во­ров и «вой­ну до послед­не­го укра­ин­ца».

Хотя уже вече­ром 29 нояб­ря поник­ший Зелен­ский сооб­щил, что укра­ин­ская деле­га­ция в этот же день вече­ром по аме­ри­кан­ско­му вре­ме­ни при­бу­дет в США для про­дол­же­ния пере­го­во­ров на осно­ве плат­фор­мы, сфор­ми­ро­ван­ной в Жене­ве.

«Аме­ри­кан­ская сто­ро­на про­яв­ля­ет кон­струк­тив, и вполне реаль­но в бли­жай­шие дни дора­бо­тать шаги, что­бы опре­де­лить, как достой­но закон­чить вой­ну»,— заявил он.

Сам же оби­жен­ный Ермак (как гово­рят, рас­ста­ва­ние с началь­ни­ком было очень нехо­ро­шим, с кри­ком и чуть ли не сле­за­ми) встал в позу и заявил, что явля­ет­ся чест­ным и поря­доч­ным чело­ве­ком: «Я отправ­ля­юсь на фронт и готов к любым репрес­си­ям». Не уточ­нив, прав­да, когда это слу­чит­ся и поедет ли с ним госо­хра­на, услу­га­ми кото­рой он неза­кон­но поль­зо­вал­ся.

Хотя спря­тать­ся где-то за каму­фля­жем для чело­ве­ка, кото­рый зна­ет слиш­ком мно­го, что­бы спо­кой­но спать, сей­час луч­шее реше­ние: все рав­но в любой точ­ке мира его най­дут.

Тем вре­ме­нем, в пошат­нув­шей­ся поли­ти­че­ской систе­ме идут раз­но­на­прав­лен­ные про­цес­сы. Зелен­ский, лишив­ший­ся глав­но­го орга­на управ­ле­ния, кото­рый воз­глав­лял его ушед­ший друг, пыта­ет­ся сохра­нить види­мость ста­биль­но­сти.

Идут собе­се­до­ва­ния на долж­ность ново­го гла­вы ОП: воз­мож­ны­ми кан­ди­да­та­ми назы­ва­ют и постав­лен­ную Ерма­ком пре­мье­ра Юлию Сви­ри­ден­ко, и мини­стра циф­ро­вой транс­фор­ма­ции (само­го попу­ляр­но­го и «чисто­го» во всем пра­ви­тель­стве) Миха­и­ла Федо­ро­ва, откро­вен­но тупень­ко­го заме­сти­те­ля гла­вы ОП Пав­ла Пали­су, экс-коман­ди­ра 93?й отдель­ной мех­бри­га­ды, взя­то­го туда ради «вете­ран­ско­го фле­ра», и даже руко­во­ди­те­ля ГУР Кирил­ла Буда­но­ва* (что вряд ли).

Зелен­ский сооб­щил, что уже есть кан­ди­да­ту­ра на долж­ность мини­стра юсти­ции и попро­сил пар­ла­мен­та­ри­ев сов­мест­но с пре­мье­ром опре­де­лить пере­чень кан­ди­да­тов на гла­ву Мини­стер­ства энер­ге­ти­ки.

Гла­ва фрак­ции «Слуг наро­да» Давид Ара­ха­мия, кото­ро­му еще вче­ра гро­зи­ли госиз­ме­ной за попыт­ки тре­бо­вать отстав­ки Ерма­ка, вполне вер­но­под­да­ни­че­ски заявил: «Вла­ди­мир Зелен­ский пока­зал, что инте­ре­сы стра­ны для него на пер­вом месте. И он, как лидер нации, лидер госу­дар­ства, не допу­стит ослаб­ле­ния Укра­и­ны ни извне, ни изнут­ри».

Даже были анон­си­ро­ва­ны некие новые санк­ции про­тив Рос­сии через указ пре­зи­ден­та.

В общем, с Бан­ко­вой несут­ся дро­жа­щие и блек­лые лучи как бы уве­рен­но­сти в себе в сти­ле «рабо­та про­дол­жа­ет­ся, дер­жим строй». Совер­шен­но понят­но, что упу­стив­ший поли­ти­че­ское вре­мя Зелен­ский, слиш­ком уве­рен­ный в непо­ко­ле­би­мо­сти сво­их пози­ций, пыта­ет­ся сохра­нить свой кон­троль над вер­ти­ка­лью вла­сти и раз­да­вать пору­че­ния в обыч­ном сти­ле.

Хотя всем ста­ло оче­вид­но, что он уже не явля­ет­ся «источ­ни­ком вла­сти» в стране и не может что-либо гаран­ти­ро­вать даже самым близ­ким людям. А бли­же Ерма­ка не было нико­го. И такой густой кон­цен­тра­ции вла­сти, какую имел в руках Офис, до момен­та ухо­да Зелен­ско­го уже не будет.

Про­сто при­знать­ся себе в этом он вряд ли смо­жет.

Пока все дер­жит­ся на непо­ни­ма­нии даль­ней­ше­го раз­ви­тия собы­тий теми, кто сей­час и пред­став­ля­ет власть — пар­ла­мент­ская фрак­ция, пра­ви­тель­ство, клю­че­вые сило­ви­ки и армей­ская систе­ма. Гипер­ло­яль­ный началь­ству и неха­риз­ма­тич­ный министр обо­ро­ны Денис Шмы­галь, как нетруд­но дога­дать­ся, не явля­ет­ся авто­ри­те­том в армии, где пол­но сво­их ярких спи­ке­ров с пре­тен­зи­ей на поли­ти­че­ское буду­щее.

Все они выжи­да­ют, чем закон­чит­ся вояж в США и каким будет мир­ное согла­ше­ние, кото­рое, по всей види­мо­сти, заста­вят под­пи­сать Зелен­ско­го. Оно ста­нет той печ­кой, от кото­рой будет тан­це­вать все осталь­ное: уро­вень «зра­ды» опре­де­лит тональ­ность и мас­шта­бы кам­па­нии по трав­ле вче­раш­не­го «лиде­ра нации».

Нынеш­ние «зеле­ные» пони­ма­ют, что в новом мире без вождя они не осо­бо кому-то нуж­ны. В их инте­ре­сах, конеч­но же, спло­тить ряды и запу­стить про­цесс пере­фор­ма­ти­ро­ва­ния вла­сти через себя — на и. о. пре­зи­ден­та в лице спи­ке­ра Рус­ла­на Сте­фан­чу­ка, на сохра­не­ние доми­ни­ру­ю­щей пози­ции «Слу­ги наро­да» и дей­ству­ю­ще­го пра­ви­тель­ства и выдви­же­ние сво­е­го кан­ди­да­та на выбо­рах, кото­рые долж­ны слу­чить­ся через 100 дней после под­пи­са­ния мира.

А если Зелен­ский удер­жит­ся в крес­ле все это вре­мя — играть в очень непро­стую игру: сабо­ти­ро­вать ука­за­ния свер­ху, но при этом сохра­нять рыча­ги управ­ле­ния в сво­их руках.

Во что верит­ся очень сла­бо: без цемен­ти­ру­ю­ще­го нача­ла и пол­ном раз­ру­ше­нии авто­ри­те­та «пер­во­го» кор­руп­ци­он­ным скан­да­лом, вче­раш­них несчаст­ных при­хвост­ней, лижу­щих сапог Ерма­ка, все будут про­сто посы­лать в извест­ном направ­ле­нии. Кро­ме того, сама идея того, что кто-то спло­тить­ся для рабо­ты ради буду­ще­го Укра­и­ны вызы­ва­ет гоме­ри­че­ский хохот: сохра­не­ние фрак­ции в первую оче­редь зави­сит от того, про­дол­жат­ся ли выпла­ты «слу­гам» в преж­нем объ­е­ме (или даже с над­бав­кой).

Поэто­му и при­ня­тие бюд­же­та, и нор­ма­ли­за­ция рабо­ты нахо­дя­щей­ся под посто­ян­ны­ми уда­ра­ми энер­ге­ти­ки, и обо­рон­ные закуп­ки — все сып­лет­ся.

Рав­но как и настро­е­ния в вой­сках и обще­стве, кото­рых уже фак­ти­че­ски отклю­чи­ли от систе­мы «соба­ки Пав­ло­ва», где «вечер­нее обра­ще­ние Зелен­ско­го» на про­тя­же­нии почти четы­рех лет рабо­та­ло коло­коль­чи­ком, вызы­ва­ю­щим услов­ный рефлекс.

«Его труд­но­сти уси­ли­лись недав­ни­ми, как вос­при­ни­ма­ют мно­гие, неуда­ча­ми на войне — клю­че­вой логи­сти­че­ский хаб Покровск был фак­ти­че­ски захва­чен рос­сий­ски­ми вой­ска­ми в нача­ле это­го меся­ца, а теку­щие мир­ные пере­го­во­ры мно­ги­ми на Укра­ине рас­смат­ри­ва­ют­ся как капи­ту­ля­ция перед Моск­вой», — пишет газе­та The Sunday Times.

Одно­вре­мен­но нара­щи­ва­ет дав­ле­ние анти­ер­ма­ков­ская фрон­да, пре­тен­ду­ю­щая на пере­фор­ма­ти­ро­ва­ние в инте­ре­сах «оппо­зи­ции». В теку­щий момент — это уволь­не­ние вице-пре­мье­ра Алек­сея Куле­бы и гла­вы Гос­фин­мо­ни­то­рин­га Филип­па Про­ни­на, засве­тив­ших­ся в «опе­ра­ции Мидас».

От вла­стей уже тре­бу­ют немед­лен­но­го осво­бож­де­ни­яде­тек­ти­ва Наци­о­наль­но­го анти­кор­руп­ци­он­но­го бюро (НАБУ) Рус­ла­на Мага­мед­рас­у­ло­ва, кото­рый был задей­ство­ван в этой опе­ра­ции и отправ­лен в СИЗО вме­сте с пожи­лым отцом. А если его осво­бо­дят — немед­лен­но вста­ет вопрос о ком­пе­тент­но­сти гла­вы Офи­са ген­про­ку­ро­ра Рус­ла­на Кра­вчен­ко и гла­вы СБУ Васи­лия Малю­ка*, засу­нув­ших бор­ца за спра­вед­ли­вость в мрач­ные застен­ки.

Каж­дая уступ­ка — это новая брешь в пло­тине Зелен­ско­го.

А более ради­каль­ный вари­ант, как рас­ска­зы­ва­ло ИА Регнум — это рас­кол «Слу­ги наро­да», новое пар­ла­мент­ское боль­шин­ство «анти­зе­лен­ской коа­ли­ции» (фрак­ция Поро­шен­ко* и близ­кие к гран­то­вым струк­ту­рам депу­та­ты, на сто­роне кото­рых игра­ет и НАБУ). А далее пра­ви­тель­ство «наци­о­наль­но­го един­ства», оче­ред­ная пор­ция ком­про­ма­та, напря­мую каса­ю­ща­я­ся Зелен­ско­го — и до сви­да­ния.

В любом слу­чае, шан­сов побе­дить на выбо­рах у него нет. Даже если он вне­зап­но решит уйти в отстав­ку, что­бы под­пи­сы­вал «капи­ту­ля­цию» тот же Сте­фан­чук, кото­ро­му что в лоб, что по лбу.

Един­ствен­ное, что объ­еди­ня­ет первую («око­ло­зе­лен­скую») и вто­рую («анти­зе­лен­скую») груп­пы, так это страх, что все пой­дет враз­нос и фронт рух­нет. Так или ина­че, для выжи­ва­ния нынеш­них элит как тако­вых они будут пытать­ся сохра­нить систе­му, сло­жив­шу­ю­ся после Май­да­на.

«Это и Поро­шен­ко*, и Тимо­шен­ко, и сек­та сви­де­те­лей Залуж­но­го. Обе груп­пы при­над­ле­жат к услов­ной «пар­тии вой­ны», а так­же лояль­ны к внеш­не­му вли­я­нию. Но Укра­ине очень, очень необ­хо­ди­мы те поли­ти­ки, кото­рые пред­ло­жат демон­таж систе­мы и новую кон­цеп­цию госу­дар­ства, а не толь­ко про­стую заме­ну фигур на дос­ке. А вот с таки­ми поли­ти­ка­ми у нас про­бле­ма. И пото­му мы обре­че­ны в бли­жай­шее вре­мя жить меж­ду выбо­ром пло­хо­го и худ­ше­го сце­на­ри­ев»,— пишет извест­ный укра­ин­ский поли­то­лог Кость Бон­да­рен­ко.

Соб­ствен­но, «крас­ные линии» в виде раз­гра­ни­че­ния по ЛБС, сохра­не­ния чис­лен­но­сти ВСУ и кур­са в НАТО, о кото­рых гром­ким голо­сом рас­ска­зы­вал еще не изгнан­ный Ермак, мож­но назвать еди­ной пози­ци­ей, с кото­рой соглас­ны все акто­ры укра­ин­ской поли­ти­че­ской жиз­ни. И это не «Укра­и­на», а уже скру­чен­ная колю­чей про­во­ло­кой «Анти­рос­сия».

«Поро­шен­ко* 2.0», «отец-коман­дир» в виде Залуж­но­го или хун­та боро­да­тых и лоще­ных «вете­ра­нов», рас­кру­чен­ных «Еди­ным мара­фо­ном» — это про­дол­же­ние вой­ны. Необя­за­тель­но в виде ракет­ных уда­ров, актив­ных бое­вых дей­ствий или про­дол­же­ния моби­ли­за­ции, но в таком же фор­ма­те, как это про­дол­жа­лось восемь лет после Мин­ских согла­ше­ний.

С еже­днев­ным, с утра до вече­ра вытьем в эфи­рах и сабо­та­жем любых ини­ци­а­тив, направ­лен­ных на реаль­ное мир­ное уре­гу­ли­ро­ва­ние. С сохра­не­ни­ем поли­ти­ки пре­вра­ще­ния людей в исте­рич­ных зом­би, неспо­соб­ных думать ни о чем, кро­ме голо­до­мо­ра, Валу­ев­ско­го цир­ку­ля­ра и необ­хо­ди­мо­сти ото­мстить Рос­сии за все крив­ды.

Пока речи о демон­та­же той систе­мы, кото­рая ста­ла след­стви­ем собы­тий 2013–2014 годов и при­ве­ла стра­ну к нынеш­не­му состо­я­нию, не идет в прин­ци­пе. Прав­да, состо­я­ние это тако­во, что заяв­лен­ные тота­ли­тар­ным мень­шин­ством цели уже нере­а­ли­зу­е­мы: Укра­и­на исто­ще­на и без посто­ян­ных денеж­ных инъ­ек­ций в тече­ние года всту­пит в Сома­ли, а не в НАТО.

Воз­мож­ный мир пре­кра­тит еже­днев­ную гибель людей. Но каче­ствен­ное изме­не­ние Укра­и­ны тоже долж­но стать резуль­та­том согла­сия внеш­них сил, кото­рые дого­во­рят­ся о ее идео­ло­ги­че­ском пере­фор­ма­ти­ро­ва­нии так же, как согла­со­вы­ва­ли пре­сло­ву­тые 28 пунк­тов мир­но­го пла­на.

*Физи­че­ское лицо, вне­сен­ное в спи­сок тер­ро­ри­стов и экс­тре­ми­стов

Денис Давы­дов, ИА Регнум

Укра­и­на при­мет усло­вия пла­на США под дав­ле­ние Вашинг­то­на – гла­ва МИД Фин­лян­дии