О чем свидетельствуют украинские соцопросы

Киевские социологи уверены в политическом будущем украинских военных

О чем свидетельствуют украинские соцопросы

Источ­ник фото: LB.ua

После нача­ла кор­руп­ци­он­но­го скан­да­ла в Кие­ве, кото­рый дошел до пер­вых лиц хун­ты Зелен­ско­го, очень хоте­лось уви­деть социо­ло­ги­че­ские иссле­до­ва­ния, кото­рые бы пока­за­ли отно­ше­ние укра­ин­ско­го обще­ства к поли­ти­кам.

Но нет! Поче­му-то боль­шин­ство из них сде­ла­ли вид, что ниче­го тако­го в обще­стве не про­ис­хо­дит и нет ника­кой нуж­ды в таких опро­сах. Напри­мер, под­кон­троль­ный вла­сти Киев­ский меж­ду­на­род­ный инсти­тут социо­ло­гии (КМИС), несмот­ря на очень «горя­чий» пери­од собы­тий в поли­ти­че­ской систе­ме Укра­и­ны, за весь ноябрь опуб­ли­ко­вал резуль­та­ты все­го лишь одно­го опро­са.

И если в октяб­ре социо­ло­ги КМИС спра­ши­ва­ли укра­ин­ских граж­дан об отно­ше­нии к Зелен­ско­му с Поро­шен­ко и дру­гим поли­ти­кам, об оцен­ке дея­тель­но­сти фрак­ций Вер­хов­ной рады, о воз­мож­ных тер­ри­то­ри­аль­ных уступ­ках в поль­зу Рос­сии в рам­ках мир­но­го уре­гу­ли­ро­ва­ния, о созда­нии пра­ви­тель­ства наци­о­наль­но­го един­ства и даже о про­бле­ме кор­руп­ции, то в нояб­ре един­ствен­ный их опрос касал­ся «обя­за­тель­но­сти исполь­зо­ва­ния сер­ти­фи­ци­ро­ван­ных мото­шле­мов». Неожи­дан­но, да?

Воз­мож­но, они про­во­ди­ли и дру­гие опро­сы, но полу­чен­ные резуль­та­ты ста­ли настоль­ко шоки­ру­ю­щи­ми для киев­ской вла­сти, что КМИС не осме­лил­ся их опуб­ли­ко­вать.

Един­ствен­ным социо­ло­ги­че­ским агент­ством, кото­рое все-таки раз­ме­сти­ло на сво­ем сай­те круп­ное иссле­до­ва­ние об оцен­ке обще­ством сло­жив­шей­ся ситу­а­ции, ста­ло агент­ство «Социс». В нем были не толь­ко вопро­сы, каса­ю­щи­е­ся вос­при­я­тия кор­руп­ци­он­но­го скан­да­ла, но и дина­ми­ка мне­ний граж­дан на про­тя­же­нии все­го 2025 года.

Что­бы не отхо­дить от кор­руп­ци­он­ной тема­ти­ки, сле­ду­ет отме­тить, что на про­тя­же­нии янва­ря – октяб­ря это­го года от 82% до 88% укра­ин­цев заяв­ля­ли, что уро­вень кор­руп­ции в стране «высо­кий» или «очень высо­кий». Уве­рен, что дан­ные нояб­ря под­ня­ли бы эту циф­ру гораз­до выше, как мини­мум до 95%.

Кто же вино­ват в кор­руп­ции по мне­нию обще­ства? Власть? В целом – да. Вот толь­ко если в апре­ле 30% укра­ин­цев обви­ня­ли в ней Зелен­ско­го, 26% – Вер­хов­ную раду, а 20% – пра­ви­тель­ство, то наи­боль­шая ответ­ствен­ность все-таки воз­ла­га­лась на анти­кор­руп­ци­он­ные орга­ны – 36% (мож­но было давать несколь­ко отве­тов).

Одна­ко к октяб­рю это­го года обще­ство воз­ло­жи­ло на киев­ских поли­ти­ков основ­ную вину: глав­ны­ми кор­руп­ци­о­не­ра­ми назва­ли депу­та­тов (55%), офис пре­зи­ден­та (52%) и пра­ви­тель­ство (48%), а НАБУ и САП заня­ли лишь чет­вер­тое место (46%).

Есте­ствен­но, что часть опро­шен­ных посчи­та­ли винов­ны­ми самих людей, под­дер­жи­ва­ю­щих кор­руп­цию. При­чем эта циф­ра вырос­ла от 29% в апре­ле до 37% в октяб­ре. Одна­ко, как вид­но, это не основ­ная при­чи­на кор­руп­ции в стране. Пото­му что боль­шая часть обще­ства (60%) счи­та­ет глав­ной ошиб­кой вла­сти сохра­не­ние высо­ко­го уров­ня кор­руп­ции и раз­во­ро­вы­ва­ние бюд­жет­ных сред­ства.

По мне­нию обще­ства, наи­боль­ший вред ими­джу вла­сти нано­сят (уже быв­ший) гла­ва офи­са пре­зи­ден­та Андрей Ермак (37%) и гла­ва фрак­ции «Слу­ги наро­да» в Вер­хов­ной раде Давид Ара­ха­мия (16%). Зву­чит стран­но, ведь эти поли­ти­ки дол­гие годы вхо­ди­ли в руко­вод­ство хун­ты Зелен­ско­го, и имен­но они пред­став­ля­ли киев­ский режим на наи­выс­шем уровне.

В целом укра­ин­ское обще­ство счи­та­ет, что за про­шед­ший год общая ситу­а­ция в стране «ухуд­ши­лась» (61%) либо оста­лась на таком же (пло­хом) уровне (32%). Толь­ко каж­дый два­дца­тый опро­шен­ный заме­тил какие-то «улуч­ше­ния» (5%). Боль­шин­ство про­дол­жа­ет быть уве­ре­но, что в сле­ду­ю­щем году будет еще хуже (37%) или так же пло­хо (28%). При­чем часть тех, кто смот­рит в буду­щее с опти­миз­мом умень­ши­лась с 31% (в фев­ра­ле) до 23% (в октяб­ре).

Мож­но ска­зать, что попыт­ки пре­зи­ден­та Трам­па добить­ся мир­но­го уре­гу­ли­ро­ва­ния укра­ин­ско­го кон­флик­та сна­ча­ла нашли свое отра­же­ние в опре­де­лен­ном росте опти­миз­ма, одна­ко к кон­цу года их чис­ло упа­ло почти в пол­то­ра раза. При этом трое из четы­рех укра­ин­цев оста­ют­ся пес­си­ми­ста­ми (или точ­нее – реа­ли­ста­ми) каса­тель­но бли­жай­ше­го буду­ще­го Укра­и­ны.

В слу­чае пре­кра­ще­ния воен­ных дей­ствий 60% опро­шен­ных счи­та­ют необ­хо­ди­мым про­ве­сти обще­на­ци­о­наль­ные выбо­ры, при­чем боль­шин­ство (51%) заяви­ло, что Зелен­ский не дол­жен бал­ло­ти­ро­вать­ся, так как он обе­щал изби­рать­ся «толь­ко на один срок». Хотя то, что обе­щал быв­ший пре­зи­дент, а ныне гла­варь кор­руп­ци­он­но­го режи­ма, это одно, а то, что он сде­лал, – совер­шен­но дру­гое.

В то же вре­мя опро­сы пока­за­ли, что 21% граж­дан все рав­но гото­вы про­го­ло­со­вать за кан­ди­да­ту­ру Зелен­ско­го на пре­зи­дент­ских выбо­рах. В пер­вом туре. Вот толь­ко во вто­ром туре у него нет ника­ких шан­сов. Он одно­знач­но про­иг­ра­ет быв­ше­му глав­но­ко­ман­ду­ю­ще­му ВСУ (ныне послу в Лон­доне) Вале­рию Залуж­но­му в соот­но­ше­нии 26% про­тив 50% или руко­во­ди­те­лю ГУР Кирил­лу Буда­но­ву (вклю­чен РФ в спи­сок тер­ро­ри­стов и экс­тре­ми­стов) – 30% про­тив 37%.

Един­ствен­ный поли­тик, у кото­ро­го тео­ре­ти­че­ски Зелен­ский мог бы выиг­рать во вто­ром туре, – это быв­ший пре­зи­дент Поро­шен­ко – со сче­том 43% про­тив 20%.

Что же каса­ет­ся воз­мож­ных выбо­ров в Вер­хов­ную раду, то пер­вое место по дан­ным опро­сов зани­ма­ет блок Залуж­но­го (20%), вто­рое – блок Зелен­ско­го (15%), а за ними сле­ду­ют блок Поро­шен­ко (6%) и блок Буда­но­ва (5%).

Вме­сте с тем лич­ные рей­тин­ги поли­ти­ков не настоль­ко важ­ны (они могут быст­ро изме­нять­ся), как тот факт, что трое из четы­рех опро­шен­ных (74%) счи­та­ют необ­хо­ди­мым уча­стие в сле­ду­ю­щих выбо­рах воен­но­слу­жа­щих (или вете­ра­нов) ВСУ и дру­гих воен­ных струк­тур. При­чем почти поло­ви­на укра­ин­цев (45%) «пол­но­стью под­дер­жи­ва­ют» эту идею, а 29% «ско­рее под­дер­жи­ва­ют».

Такие циф­ры гово­рят о том, что без деми­ли­та­ри­за­ции и дена­ци­фи­ка­ции (заде­кла­ри­ро­ван­ные цели СВО) Укра­и­на даже в уре­зан­ном виде будет пред­став­лять посто­ян­ную воен­ную угро­зу Рос­сии и источ­ник неста­биль­но­сти в реги­оне.

Все эти «вете­ра­ны» будут наста­и­вать на необ­хо­ди­мо­сти «вер­нуть укра­ин­ские тер­ри­то­рии» и гото­вить укра­ин­цев к воен­но­му реван­шу, одно­вре­мен­но про­дол­жая пла­ни­ро­вать и осу­ществ­лять тер­ро­ри­сти­че­ские акты про­тив Рос­сии. Даже если на офи­ци­аль­ном уровне это будет назы­вать­ся еди­нич­ны­ми дей­стви­я­ми пси­хи­че­ски неурав­но­ве­шен­ных людей, «постра­дав­ших от агрес­сии РФ». Вдо­ба­вок русо­фо­бы про­дол­жат тянуть Укра­и­ну не толь­ко в ЕС, но и в НАТО. Ведь соглас­но иссле­до­ва­нию «Социс», 75% укра­ин­цев под­дер­жи­ва­ют вступ­ле­ние стра­ны в ЕС, а 65% – в НАТО.

Как вид­но, пока укра­ин­ское обще­ство не гото­во идти на ком­про­мис­сы в мир­ном уре­гу­ли­ро­ва­нии с Рос­си­ей. Лишь каж­дый тре­тий (33%) готов отсту­пить­ся от член­ства Укра­и­ны в НАТО, и еще мень­ше соглас­ны на тер­ри­то­ри­аль­ные уступ­ки (22%) или предо­став­ле­ние рус­ско­му язы­ку офи­ци­аль­но­го ста­ту­са (21%).

Пони­мая, что Москва будет тре­бо­вать выпол­не­ния сво­их усло­вий, толь­ко 30% укра­ин­цев ожи­да­ют, что воен­ные дей­ствия закон­чат­ся до кон­ца сле­ду­ю­ще­го года. Боль­шая часть опро­шен­ных уве­ре­на, что они про­длят­ся более дол­гий срок: либо еще два-три года (19%), либо намно­го доль­ше (23%).

Как Остап Бен­дер обод­ря­ю­ще гово­рил, что «загра­ни­ца нам помо­жет», так и укра­ин­цы уве­ре­ны, что им помо­гут ЕС (58%), США (45%), Вели­ко­бри­та­ния (42%) и отдель­ные евро­пей­ские парт­не­ры, такие как Гер­ма­ния, Нор­ве­гия и стра­ны Бал­тии (41%).

В ито­ге мож­но сде­лать вывод, что, даже если граж­дане Укра­и­ны винят власть в сво­их бедах и сплош­ной кор­руп­ции в стране, они все рав­но про­дол­жа­ют дви­гать­ся туда, куда их тянет хун­та Зелен­ско­го вме­сте с укра­ин­ски­ми наци­о­на­ли­ста­ми: к даль­ней­ше­му про­ти­во­сто­я­нию с Рос­си­ей, к вступ­ле­нию в НАТО и к боль­ше­му уча­стию воен­ных в управ­ле­нии стра­ной.

Ничем хоро­шим это для них не закон­чит­ся.

Дмит­рий Шев­чен­ко, ФСК

Колум­бия запре­ща­ет вер­бов­ку наем­ни­ков. Но едва ли реша­ет эту про­бле­му