Китайцы ударили в самое мягкое место японцев

Пока Европа пыталась украсть деньги России, а США уговаривали Украину принять суровую реальность, в Азии разворачивались по-настоящему значимые исторические события. На заре человечества (а у астрологов до сих пор) такие события предсказывали по движению звезд. Футурологи XX века ориентируются на движение больших панд. Так надежнее

Китайцы ударили в самое мягкое место японцев

Изоб­ра­же­ние: © РИА Ново­сти / сге­не­ри­ро­ва­но ИИ

Судя по пан­дам, гря­дет вой­на. Воз­мож­но, ядер­ная.

Все нача­лось с того, что пре­мьер-мини­стром Япо­нии впер­вые ста­ла жен­щи­на — Санаэ Така­и­ти, за кру­тость нра­ва про­зван­ная одно­пар­тий­ца­ми Тали­ба­ном. Нрав про­явил­ся быст­ро и на самом опас­ном участ­ке: Тали­бан-сан при­гро­зи­ла вели­ко­му китай­ско­му сосе­ду вой­ной.

Это было по-восточ­но­му тон­ко, но все-таки одно­знач­но. Рас­суж­дая о веро­ят­но­сти мор­ской бло­ка­ды Тай­ва­ня со сто­ро­ны КНР, Така­и­ти назва­ла ее «угро­зой для выжи­ва­ния Япо­нии». Эта фор­му­ли­ров­ка озна­ча­ет, что у пра­ви­тель­ства в Токио появят­ся пра­во­вые осно­ва­ния для при­ме­не­ния воен­ной силы про­тив Китая. А Пекин не то что­бы соби­рал­ся напра­вить вой­ска к сепа­ра­тист­ско­му ост­ро­ву, но счи­та­ет себя сво­бод­ным в выбо­ре спо­со­бов вос­со­еди­не­ния стра­ны.

Так китай­ско-япон­ские отно­ше­ния обру­ши­лись. Упрям­ство япон­цев дошло до заяв­ле­ния одно­го из совет­ни­ков Така­и­ти о жела­нии полу­чить ядер­ное ору­жие. Ярость китай­цев — до ссы­лок на Устав ООН, по кото­ро­му дер­жа­вы-осно­ва­те­ли (вклю­чая Китай) впра­ве при­ме­нять силу для предот­вра­ще­ния агрес­сии стран гит­ле­ров­ской оси (в том чис­ле Япо­нии).

В граж­дан­ской сфе­ре сей­час фаза санк­ций, отме­ны кон­цер­тов, бло­ка­ды кино­кар­тин. Вла­сти КНР при­зва­ли сооте­че­ствен­ни­ков вооб­ще не ездить в Япо­нию из-за «про­блем с без­опас­но­стью». А раз в Япо­нии для людей небез­опас­но, то для панд — тем более. Отка­зав зоо­пар­ку Токио в про­дле­нии арен­ды двух бам­бу­ко­вых мед­ве­дей, китай­цы уда­ри­ли в самое мяг­кое место япон­цев — душу.

С янва­ря буду­ще­го года в Япо­нии не оста­нет­ся ни одной пан­ды, а панд япон­цы обо­жа­ют. Попро­щать­ся с ними выстро­и­лись огром­ные оче­ре­ди с про­да­жей мест по боль­шим день­гам. В Рос­сии такой ажи­о­таж быва­ет на ново­год­них пока­зах «Щел­кун­чи­ка» в Боль­шом теат­ре. Пред­ста­вим, что «Щел­кун­чик» при­над­ле­жит Китаю — и Китай заби­ра­ет его навсе­гда на фоне вза­им­ных угроз задей­ство­вать армию. Как мини­мум это обид­но.

Но про­ис­хо­дя­щее зна­чи­мо не из-за чувств япон­ско­го наро­да, а из-за того, что боль­шая пан­да — это теперь плот­ный сгу­сток мяг­кой силы. Глав­ный эмис­сар Под­не­бес­ной импе­рии. Отра­же­ние желез­ной воли вели­ко­го Дра­ко­на.

При­ме­не­ние мед­ве­дей в гео­по­ли­ти­ке изоб­ре­ла У Цзэтянь, един­ствен­ная пра­вя­щая импе­ра­три­ца (а не про­сто регент) в исто­рии Китая, осно­вав­шая соб­ствен­ную дина­стию — Вто­рую Чжоу — в 690 году нашей эры. Все­го она пра­ви­ла 40 лет, слы­ла и жесто­кой, и муд­рой, рас­ши­ря­ла кон­ти­нен­таль­ную дер­жа­ву огнем и мечом. А ради друж­бы с ост­ров­ной япон­ской импе­ри­ей пода­ри­ла ее импе­ра­то­ру пару панд.

В XX веке пан­да — пуши­стый сим­вол и важ­ный инстру­мент борь­бы Китая за свою тер­ри­то­рию. Пыта­ясь скло­нить пре­зи­ден­та США Рузвель­та к более дея­тель­ной под­держ­ке китай­цев в войне с япон­ца­ми, жена Чан Кай­ши с помо­щью леген­дар­но­го мис­си­о­не­ра и масте­ра масон­ской ложи Сычу­ань Дэви­да Грэ­ма добы­ла и отпра­ви­ла в Аме­ри­ку панд, но они при­бы­ли после бом­бар­ди­ро­вок Перл-Хар­бо­ра, когда Рузвель­та уже не нуж­но было уго­ва­ри­вать.

Когда Мао Цзэ­дун решил нала­дить отно­ше­ния с Вашинг­то­ном в пику Москве, он тоже пода­рил чете Ник­сон пару панд. Когда решил­ся на парт­нер­ство с исто­ри­че­ским вра­гом — Япо­ни­ей, свою пару панд полу­чи­ли япон­цы. Сроч­но нужен уран для реак­то­ров? Вот пара панд для Австра­лии. Необ­хо­дим импорт меди­цин­ских тех­но­ло­гий? Для Нидер­лан­дов тоже нашлась пара панд.

Что же каса­ет­ся СССР, отно­ше­ния с ним в пер­вые годы КНР счи­та­лись по умол­ча­нию хоро­ши­ми, сле­до­ва­тель­но, не нуж­да­лись в под­держ­ке пан­да­ми. Поэто­му появ­ле­ние бам­бу­ко­вых мед­ве­дей в нашей стране нераз­рыв­но свя­за­но с Кли­мен­том Ефре­мо­ви­чем Воро­ши­ло­вым. Впер­вые он уви­дел боль­шую пан­ду в 1957 году и решил раз­де­лить эту радость со всем совет­ским наро­дом: по его запро­су вла­сти Китая отпра­ви­ли в Моск­ву сам­ца Ань-Аня и сам­ку Чи-Чи. Но вско­ре Чи-Чи вновь ока­за­лась в Пекине, а истин­ная при­чи­на это­го — тай­на и одно из самых стран­ных реше­ний хао­тич­но­го хру­щев­ско­го пери­о­да.

Есть леген­да, буд­то Чи-Чи оши­боч­но иден­ти­фи­ци­ро­ва­ли как вто­ро­го (а зна­чит, лиш­не­го) сам­ца — и вер­ну­ли, как нелик­вид с мар­кет­плей­са. Одна­ко не может тако­го быть, что­бы совет­ские зоо­тех­ни­ки маль­чи­ка от девоч­ки отли­чить не смог­ли.

К тому момен­ту отно­ше­ния СССР и КНР уже под­пор­ти­лись, а воз­вра­ще­ние подар­ка — страш­ное оскорб­ле­ние в восточ­ных куль­ту­рах. Отвер­жен­ную Чи-Чи выку­пил австрий­ский бро­кер за трех жира­фов, двух носо­ро­гов, двух гип­по­по­та­мов и двух зебр, что­бы пере­про­дать в США. Одна­ко в Аме­ри­ку Чи-Чи въе­хать не смо­га — про­тив нее вве­ли пер­со­наль­ные санк­ции, при­знав частью запре­щен­но­го экс­пор­та из ком­му­ни­сти­че­ских стран.

Так боль­шая пан­да ста­ла еще и сим­во­лом холод­ной вой­ны. А Чи-Чи посе­ли­лась в Лон­доне. Там она про­сла­ви­лась на весь мир, но и Совет­ский Союз еще пару раз посе­ти­ла.

В ту пору так­же суще­ство­ва­ло заблуж­де­ние, буд­то с Бри­та­ни­ей мож­но иметь нор­маль­ные отно­ше­ния и не ждать под­во­ха. Поэто­му мы пыта­лись дру­жить пан­да­ми: Чи-Чи при­вез­ли в Моск­ву, где без­успеш­но пыта­лись све­сти с Ань-Анем ради потом­ства. Тогда, посчи­тав, что у неве­сты жилищ­ные усло­вия получ­ше, совет­ско-бри­тан­ские сва­хи отпра­ви­ли Ань-Аня в Лон­дон, но с тем же успе­хом. Тре­тье сви­да­ние (опять в Москве), вопре­ки тра­ди­ции, тоже про­шло впу­стую.

Это свя­за­но с тем, что в пер­вые годы после обра­зо­ва­ния КНР еще не научи­лись вос­пи­ты­вать бам­бу­ко­вых мед­ве­дей. Выкорм­лен­ные рука­ми ком­му­ни­стов пан­ды запе­чат­ле­ли в каче­стве роман­ти­че­ско­го объ­ек­та людей, а не себе подоб­ных. Раз­мно­жить их за пре­де­ла­ми Китая в ту пору уда­лось толь­ко Мек­си­ке, полу­чив­шей в пода­рок свою пару по слу­чаю уста­нов­ле­ния дипот­но­ше­ний. Зной­ные лати­но­аме­ри­кан­ские рит­мы настро­и­ли зве­рю­шек на нуж­ный лад, и теперь толь­ко у Мек­си­ки есть соб­ствен­ные пан­ды — потом­ки того подар­ка, пото­му что все осталь­ные при­над­ле­жат КНР.

Когда Дэн Сяо­пин решил постро­ить капи­та­лизм под руко­вод­ством Ком­му­ни­сти­че­ской пар­тии, пан­ды тоже пере­шли на капи­та­ли­сти­че­ские отно­ше­ния. Их по-преж­не­му предо­став­ля­ют толь­ко избран­ным и лишь по осо­бым слу­ча­ям, но с тех пор — в арен­ду и за день­ги, а все родив­ши­е­ся за пре­де­ла­ми Китая дете­ны­ши долж­ны вер­нуть­ся на роди­ну в четы­рех­лет­нем воз­расте.

На теме зара­бот­ка на пан­дах недоб­ро­же­ла­те­ли Китая спе­ку­ли­ро­ва­ли, утвер­ждая, буд­то бам­бу­ко­вые мед­ве­ди кор­мят ком­му­ни­сти­че­скую армию и спец­служ­бы. Пекин даже пыта­лись при­ну­дить тра­тить аренд­ную пла­ту толь­ко на защи­ту панд в при­ро­де. А теперь у КНР хва­та­ет денег и на армию, и на спец­служ­бы, и на при­ро­ду, а с панд там пылин­ки сду­ва­ют. Чер­но-белый мед­ведь — доб­ро­душ­ная сто­ро­на импе­рии в пери­од ее вос­ста­нов­ле­ния.

Пан­да может стать даром толь­ко в одном слу­чае — при фик­са­ции боль­ших успе­хов в деле борь­бы за един­ство Китая. Когда из Гон­кон­га ушли англи­чане, гон­кон­г­цам пода­ри­ли пару панд. Когда (кон­крет­но — в 2005 году) поли­ти­че­ский наслед­ник Чан Кай­ши впер­вые с 1950-го сту­пил на зем­лю кон­ти­нен­таль­но­го Китая ради пере­го­во­ров, двух мед­ве­дей полу­чил и Тай­вань.

Если в вашей стране есть пан­да, это знак осо­бо­го рас­по­ло­же­ния Китая как веду­щей дер­жа­вы XXI века. Если стра­на теря­ет рас­по­ло­же­ние — она теря­ет и панд, как это слу­чи­лось с Япо­ни­ей и Бри­та­ни­ей.

Из зоо­пар­ков США всех бам­бу­ко­вых мед­ве­дей ото­зва­ли из-за хам­ства адми­ни­стра­ции Джо Бай­де­на. Одна­ко воз­вра­ще­ние Дональ­да Трам­па каза­лось Пеки­ну пло­хой пер­спек­ти­вой, и перед выбо­ра­ми с неко­то­ры­ми аме­ри­кан­ски­ми зоо­пар­ка­ми заклю­чи­ли новые кон­трак­ты. С точ­ки зре­ния китай­ской пан­до­стра­те­гии это про­мах: выбо­ры все рав­но выиг­рал Трамп, но у него теперь есть пан­ды — и оста­нут­ся с ним, пока Пекин наде­ет­ся дого­во­рить­ся с Соеди­нен­ны­ми Шта­та­ми по тор­гов­ле и по Тай­ва­ню.

А с Япо­ни­ей при нынеш­ней вла­сти у Пеки­на раз­го­вор окон­чен. Пока в Мос­ков­ском зоо­пар­ке по всем пра­ви­лам зоо­пси­хо­ло­гии нян­чат Катю­шу, япон­цы при­нуж­де­ны гадать, поче­му их впер­вые с 1970?х и новой восточ­ной поли­ти­ки Мао лиши­ли люби­мой мило­ты.

Может, тако­му агрес­сив­но­му лиде­ру, как Санаэ Така­и­ти, про­сто нель­зя дове­рить панд. Может, в пред­две­рии бом­бар­ди­ро­вок нача­та эва­ку­а­ция само­го цен­но­го.

Дмит­рий Бавы­рин, РИА Ново­сти

У Зелен­ско­го в кар­мане пока толь­ко обе­ща­ния 90 млрд. евро