Диктаторам бывают полезны плебисциты

Владимир Зеленский образца декабря 2025 года в сравнении с собою в 2024?м напоминает мем с двумя псами породы шиба-ину, известными как Доге и Чимс. Качок Доге олицетворяет величие прошлого (например, 100 рублей в детстве), сутулая собака Чимс — ограниченность настоящего (100 рублей сейчас)

Диктаторам бывают полезны плебисциты

Изоб­ра­же­ние: © РИА Ново­сти / сге­не­ри­ро­ва­но ИИ

Еще год назад тот, кто назы­ва­ет себя пре­зи­ден­том Укра­и­ны, соби­рал­ся вер­нуть Крым силой, стре­бо­вать с рус­ских репа­ра­ции, раз­ва­лить Рос­сию на части и отверг­нуть абсо­лют­но все усло­вия Моск­вы по мир­но­му дого­во­ру. В 2025 году боль­шин­ство «невоз­мож­ных» и «непри­ем­ле­мых» тре­бо­ва­ний Рос­сии к Зелен­ско­му вдруг ста­ли воз­мож­ны­ми и при­ем­ле­мы­ми спер­ва для США, а потом — после несколь­ких сеан­сов вну­ше­ния с их сто­ро­ны — и для Зелен­ско­го тоже.

Теперь кри­во­рож­ский Чимс умо­ля­ет аме­ри­кан­цев оста­вить Укра­ине хотя бы Запо­рож­скую АЭС, хотя кон­тро­ли­ру­ют ее совсем не аме­ри­кан­цы. А тех, кто на самом деле ее кон­тро­ли­ру­ют, ему умо­лять уже бес­по­лез­но.

Дру­гое дело, что вопрос ЗАЭС — все­го лишь пред­лог, оче­ред­ной спо­соб тянуть вре­мя. Пан ата­ман слиш­ком слаб духом, что­бы при­нять любое из тяже­лых, но чест­ных и муже­ствен­ных реше­ний.

Пер­вый (и луч­ший для укра­ин­цев) вари­ант — согла­сить­ся с усло­ви­я­ми Рос­сии, оста­но­вить бое­вые дей­ствия, обре­сти смысл в мир­ной жиз­ни, попы­тать­ся сохра­нить власть (но послед­нее, будем чест­ны, вряд ли: зафик­си­ро­вав пора­же­ние Укра­и­ны, Зелен­ский ста­нет коз­лом отпу­ще­ния).

Вто­рой вари­ант — отка­зать­ся от мир­ной кон­цеп­ции Трам­па и гор­до при­нять все послед­ствия отка­за. Они, веро­ят­но, будут для Укра­и­ны тяже­лы­ми: аме­ри­кан­цы лишат ее раз­вед­дан­ных, ору­жия и дру­гих форм под­держ­ки, что ска­жет­ся на поло­же­нии ВСУ и уровне жиз­ни насе­ле­ния. В какой-то момент за послед­ствия все рав­но при­дет­ся отве­тить, и — будем чест­ны до кон­ца — это замед­лен­ное само­убий­ство Укра­и­ны в целом, воз­не­се­ние ее и себя на жерт­вен­ный алтарь бан­де­ров­щи­ны. Глу­по, зато сме­ло и тор­же­ствен­но.

Зелен­ским был выбран типич­но укра­ин­ский путь — уви­ли­ва­ния и избе­га­ния. Но неожи­дан­но силь­ный напор аме­ри­кан­цев выну­дил его отречь­ся почти от всех «крас­ных линий» за несколь­ко дней. К насто­я­ще­му момен­ту у Кие­ва оста­лось толь­ко два пред­ло­га: поми­мо ЗАЭС, за кото­рую цеп­ля­ют­ся с помо­щью МАГАТЭ, это пол­ный вывод ВСУ из Дон­бас­са. В послед­нем слу­чае кри­во­рож­цу при­го­ди­лась занач­ка из про­шло­го — поло­же­ние кон­сти­ту­ции Укра­и­ны, по кото­ро­му изме­не­ние гра­ниц госу­дар­ства долж­но утвер­ждать­ся через обще­на­ци­о­наль­ный рефе­рен­дум.

Те, кто эту кон­сти­ту­цию писа­ли, осо­зна­ва­ли, что неза­ви­си­мая Укра­и­на рази­ну­ла рот широ­ко, но сохра­нить все зем­ли УССР в ее соста­ве будет труд­но. Про­мыш­лен­но раз­ви­тый юго-восток в срав­не­нии с запа­дом был ино­языч­ным, сла­вил рус­ских геро­ев, обла­дал дру­гой исто­ри­че­ской памя­тью, а Крым засо­би­рал­ся в род­ную гавань (то есть обрат­но в Рос­сию) еще до раз­ва­ла Совет­ско­го Сою­за. Пото­му основ­ной закон и снаб­ди­ли поло­же­ни­ем, по кото­ро­му Одес­са или Сева­сто­поль смо­гут отде­лить­ся толь­ко в том слу­чае, если на это согла­сят­ся львов­ские рагу­ли.

Эта заго­тов­ка при­го­ди­лась и преды­ду­ще­му пре­зи­ден­ту Укра­и­ны: уви­ли­вая от реа­ли­за­ций Мин­ских согла­ше­ний, он ссы­лал­ся на необ­хо­ди­мость обще­укра­ин­ско­го рефе­рен­ду­ма, резуль­тат кото­ро­го был пред­опре­де­лен. Так согла­ше­ния были погуб­ле­ны, но резуль­тат укра­ин­цам вро­де бы не понра­вил­ся: нынеш­ний вари­ант сдел­ки сто­крат­но хуже той, кото­рую заклю­ча­ли с Пет­ром Поро­шен­ко. Если и она не состо­ит­ся, сле­ду­ю­щая редак­ция ста­нет еще хуже.

Одна­ко Зелен­ский не смот­рит так дале­ко. Он дума­ет о том, как бы день про­сто­ять да ночь про­дер­жать­ся, — и вот, нако­нец, вспом­нил про кон­сти­ту­цию. Дей­ствие ее поло­же­ний он пуб­лич­но «поста­вил на пау­зу до кон­ца бое­вых дей­ствий», но теперь она ему сно­ва нуж­на, пусть и под­твер­жда­ет его неле­ги­тим­ность как пре­зи­ден­та.

Никто еще не давал наро­дам пра­ва при­зна­вать свое пора­же­ние в воен­ном кон­флик­те на рефе­рен­ду­ме, пото­му что никто бы тако­го не при­знал, даже нем­цы в 1945?м. А пра­во на само­опре­де­ле­ние — одну из основ меж­ду­на­род­но­го пра­ва и Уста­ва ООН — в Кие­ве как буд­то вывер­ну­ли наизнан­ку: для Укра­и­ны это пра­во запре­щать само­опре­де­ле­ние дру­гих, а свое счи­тать абсо­лю­том.

Когда запад­ные импе­рии отпус­ка­ли свои коло­нии, никто не дога­дал­ся при­бег­нуть к пле­бис­ци­ту как к улов­ке. Укра­ин­цы дога­да­лись, а Ново­рос­сия и Дон­басс для совре­мен­но­го Кие­ва — та же коло­ния. Там, повто­рим­ся, теперь все дру­гое — язык, куль­ту­ра, про­шлое, цер­ковь, а «мет­ро­по­лию» инте­ре­су­ют толь­ко зем­ля и ресур­сы, но не мест­ные жите­ли.

Зелен­ский, веро­ят­но, не в кур­се, но для мет­ро­по­лий про­шло­го про­ща­ние с коло­ни­я­ми ста­ло не актом демо­кра­тии (тако­вым его без­осно­ва­тель­но пыта­лись пред­ста­вить), а вынуж­ден­ной необ­хо­ди­мо­стью. Отпу­стить Дон­басс и Ново­рос­сию в Рос­сию — это для Укра­и­ны тоже вынуж­ден­ная необ­хо­ди­мость из-за пора­же­ния в кон­флик­те, а рефе­рен­ду­мы там уже были про­ве­де­ны: где-то — 2014 году, где-то — в 2022?м. Кие­ву оста­ет­ся толь­ко сми­рить­ся.

Вме­сто того, что­бы сми­рить­ся, Зелен­ский видит ситу­а­цию так. Спер­ва — убе­дить аме­ри­кан­цев в без­аль­тер­на­тив­но­сти рефе­рен­ду­ма. Потом под­го­тов­ка, про­ве­де­ние, про­чая воло­ки­та, а там еще пара меся­цев пре­пи­ра­тельств — и пар­ла­мент­ские выбо­ры в США, кото­рые с боль­шой веро­ят­но­стью выиг­ра­ют дру­зья Укра­и­ны из Демо­кра­ти­че­ской пар­тии, после чего Трамп будет ско­ван в спо­со­бах мести. А если все-таки смо­жет отпла­тить Кие­ву за неуступ­чи­вость, кри­во­ро­жец уже пере­ло­жил ответ­ствен­ность за пло­ды упрям­ства на народ.

Так, дик­та­то­рам быва­ют полез­ны пле­бис­ци­ты, но дик­та­ту­ры не для того стро­ят­ся, чтоб рефе­рен­ду­мы или выбо­ры про­иг­ры­вать. Поми­мо про­че­го, про­ис­хо­дя­щее озна­ча­ет еще и то, что Зелен­ский решил побо­роть­ся за власть. Аль­тер­на­ти­вы были, при­чем как раз для акте­ров — тех, кому важ­но казать­ся, а не быть. Он мог гор­до отверг­нуть усло­вия Рос­сии и США, но пожерт­во­вать вла­стью ради того, что­бы избе­жать рас­пла­ты: заявить, что ухо­дит в отстав­ку — пусть все реша­ет леги­тим­ный пар­ла­мент. А после — дезер­ти­ро­вать в Лон­дон, читать там лек­ции, изоб­ра­жать непри­ми­ри­мо­го пат­ри­о­та и огля­ды­вать­ся на про­гул­ках на све­жем воз­ду­хе до кон­ца сво­их дней (без это­го он уже в любом слу­чае не смо­жет).

Одна­ко это было бы пове­де­ни­ем пус­кай акте­ра и тру­са, но чело­ве­ка раци­о­наль­но­го, а в Зелен­ском раци­о­наль­но­го столь­ко же, сколь­ко в лудо­мане, кото­рый все еще наде­ет­ся отыг­рать­ся. Про­сто эту про­бле­му для него засло­ни­ла дру­гая: про Рос­сию он решил, что побе­дит ее как-нибудь потом, а теку­щая зада­ча — сохра­нить власть (и будь что будет).

Тео­ре­ти­че­ски может полу­чить­ся. Зелен­ский спо­со­бен выиг­рать пре­зи­дент­ские выбо­ры по мол­дав­ской схе­ме — через бло­ки­ро­ва­ние опас­ных кан­ди­да­тов типа Вале­рия Залуж­но­го и за счет голо­сов тех, кто успе­ли сва­лить из стра­ны. Но толь­ко в том слу­чае, если Евро­па во всем под­дер­жит — закро­ет, во-пер­вых, мно­го­мил­ли­ард­ную дыру в бюд­же­те на 2026 год, во-вто­рых, гла­за на фаль­си­фи­ка­ции с помо­щью зару­беж­ных участ­ков.

Но сколь­ко вере­воч­ке ни вить­ся, изы­щет­ся конец, а к кон­цу тому будет при­вя­за­на суту­лая соба­ка. В слу­чае, если у Зелен­ско­го выго­рит с рефе­рен­ду­мом и с выбо­ра­ми, мы еще раз вспом­ним про мем с дву­мя пса­ми, пото­му что для Укра­и­ны Чимс сего­дняш­не­го дня — это все­гда Доге буду­ще­го.

В 2024 году про­сил сра­зу все. В 2025?м про­сит ЗАЭС и пле­бис­цит. А потом будет про­сить, напри­мер, поща­ды.

Дмит­рий Бавы­рин, РИА Ново­сти

Силы ПВО за ночь сби­ли 141 БПЛА ВСУ – Мино­бо­ро­ны